ЕГОРОВ Иван Фёдорович - Страница 4

Исследователи полагают, что истоки этих идей лежат в построениях Зинаиды Николаевны Гиппиус и Дмитрия Сергеевича Мережковского, которые в концепции церкви Третьего Завета опирались на историософскую теорию Иоахима Флорского, итальянского мистика XII в. Из сочинений своих современников И.Ф. Егоров выделял богословские труды Сергея Николаевича Булгакова (впоследствии протоиерей), князя Евгения Николаевича Трубецкого, священника Павла Александровича Флоренского, положительно, хотя и с оговорками, оценивал публикации Николая Александровича Бердяева. Существенным признаком христианства И.Ф. Егоров считал соборность по примеру первохристианских общин, жизнь которых «была непрерывным собором». Возрождение соборности, которая, по его мнению, была утрачена уже в Византии ко времени Крещения Руси, видел в создании общин и братств. Деятельность в братстве Святого Креста позволила ему сформулировать основные принципы братской жизни («соборная, едиными устами и единым сердцем молитва в храме», духовная взаимопомощь и материальная поддержка нуждающихся), которые нашли продолжение и развитие в общине «Религия в сочетании с жизнью». И.Ф. Егоров искал пути «постепенного усовершенствования в христианстве». Его беспокоил разрыв связей не только между верой и жизнью, но и между церковью и культурой, тот факт, что «образованная Россия всё дальше и дальше уходит от Христа, враждебнее… чувствует себя к Церкви». В статьях и проповедях выражал надежду на то, что «наша теперь странно и болезненно ищущая интеллигенция сменит страдания исканий на блаженный восторг веры». Он был сторонником идей «христианского социализма», введённых в обращение Владимиром Сергеевичем Соловьёвым в работах 1880–1890 гг. И.Ф. Егоров считал недооценённой роль человеческой личности в богочеловеческом процессе таинственного созидания Царствия Божия и «христианства, как начала жизни, животворящего и облегчающего её, дающего власть над нею и победу над злом». Он подчёркивал, что христианский социализм не тождествен социализму политическому, т.к. «христианский социализм говорит: всё моё пусть будет вашим, а социализм политический – всё ваше пусть будет моим». И.Ф. Егоров выступал за «деятельное участие христиан в политической жизни страны», считал необходимым для церкви быть в потоке жизни, всюду отстаивать справедливость: «Мы работаем не вне политики, а вне партий и… стоим за демократическую республику. Я считаю такое участие долгом ради спасения Церкви от противохристианской пропаганды. Мы должны сказать политическое кредо как граждане русской земли; иначе удалимся от жизни и от участия в будущем определении России».



 
PR-CY.ru