ЕГЕСИПП

ЕГЕСИПП – христианский писатель II в., один из первых христианских историков и защитников православия. О происхождении и жизни Егесиппа исследователям почти ничего не известно. По мнению Евсевия Кесарийского, он был евреем, обратившимся в христианство (косвенными свидетельствами этого являются использование им апокрифического «Евангелия евреев», распространённого преимущественно в Палестине, употребление еврейских слов и ссылки на устное иудейское предание; однако все цитаты из сочинений Егесиппа у Евсевия говорят об использовании им текста Септуагинты, а не еврейского оригинала). Егесипп совершил путешествие на Запад: долго жил в Коринфе, когда епископом там был Прим, а затем отправился в Рим. Как долго он пробыл в Риме, в понтификат какого папы и куда направился затем, исследователям неясно. Егесипп говорит, что составил списки пап до Аникета (154–166 гг.), но при этом упоминает имена и преемников Аникета – Сотера (около 166 – 175 гг.) и Елевферия (около 175 – 189гг.). Застал ли он понтификаты этих пап (как считал Иероним Стридонский), добавил кого-то из них в своё сочинение после возвращения домой или посещал Рим при последнем из них (Егесипп отмечает, что Елевферий был диаконом при Аникете), историки расходятся во мнениях. Как полагают исследователи, целью его поездки было собрать сведения о ересях или заручиться поддержкой древнейших христианских общин против гностиков. Егесипп также сообщает о себе, что при его жизни происходили игры, которые император Адриан (117–138 гг.) учредил в честь своего фаворита Антиноя (возможно, он помнил их с детства). Иероним Стридонский называет время жизни Егесиппа близким к апостольским временам (vicinus apostolicorum temporum), а Евсевий говорит о его принадлежности к первому поколению после апостолов. В «Пасхальной хронике» сообщается, что Егесипп умер в период правления императора Коммода (180–192 гг.). Егесиппу принадлежал несохранившийся труд на греческом языке «Записи о церковных делах» в пяти книгах. По словам Иеронима, он описал все события, которые происходили на территории от Палестины до Рима, начиная от Крестной смерти Иисуса Христа и до своих дней. Судя по цитатам из этого сочинения в «Церковной истории» Евсевия, исследователи делают вывод, что работа представляла собой не историческое сочинение, а собрание записок, преданий и т.п. Поскольку рассказ Егесиппа о св. Иакове Праведном помещался в пятой книге, изложение не было хронологическим. Стиль Егесиппа Иероним называет простым. Евсевий доверяет сведениям Егесиппа и цитирует его многократно. Целью работы Егесиппа было защитить православную веру от еретических искажений. По мнению К.Г. Тёрнера и Э. Каспара, Егесипп заботился не о составлении списков епископов, а о сборе доказательств преемственности апостольского предания в основных центрах христианства.

 



 
PR-CY.ru