ЕГЕСИПП - Страница 2

Помимо рассказа об убиении Иакова Праведного в его сочинении описано избрание на епископство в Иерусалиме брата Господня Симеона, сына Клеопы, брата Иосифа. Он также сообщает о двух внуках брата Господня Иуды, которые стали исповедниками веры при императоре Домициане, но остались живы и дожили до времён императора Траяна. До их кончины церковь, по словам Егесиппа, пребывала «чистой непорочной Девой», но потом появилось множество ересей, которые он перечисляет. Делались предположения, что Егесипп принадлежал к иудеохристианскому течению, и даже к тем, кто выступали против апостола Павла. Эти гипотезы основаны на цитате, сохранившейся у патриарха Фотия среди извлечений из сочинения тритеиста Стефана Гобара (якобы Егесипп отрицал слова апостола Павла в 1 Кор. 2:9). Однако Егесипп не пишет прямо, что эти слова написаны апостолом Павлом, но упоминает о «многих, говорящих против Писания и против Христа»; тем более что слова апостола основаны на Ис. 64:4. Скорее всего, Егесипп выступал против неправильного понимания этих слов гностиками. Никто из св. отцов, читавших произведения Егесиппа целиком, не сомневался в его православном исповедании. Память Егесиппа встречается в Мартирологе Адамнана под 7 апреля. В Римский Мартиролог его память была включена по настоянию Цезаря Барония, который считал, что Егесипп принял мученическую кончину в Риме. Под именем Егесиппа известно также сочинение на латинском языке «Об уничтожении города Иерусалима» («De excidio Urbis Hierosolymitanae») в пяти книгах, посвящённое Иудейской войне с Римом 66–73 гг. В ранних рукописях этого сочинения имя автора отсутствует. По ряду признаков текст датируется 370 гг. Автор, скорее всего, одинаково хорошо владел латинским и греческим языками (среди вероятных кандидатур – Евагрий, переводчик «Жития Антония»  Афанасия Великого и друг Иеронима Стирдонского). Амвросий Медиоланский не мог быть автором этого сочинения, т.к. рассказ о Симоне Волхве отличается от рассказа в одном из его творений. Исследователи полагают, что причиной написания сочинения была попытка императора Юлиана Отступника восстановить Иерусалимский храм в 363 г. Цитаты из Священного Писания приводятся в версии, отличающейся как от Вульгаты, так и от большинства свидетельств Италы. Сочинение представляет собой эпитому первой-четвёртой и шестой-седьмой книг «Иудейской войны» Иосифа Флавия с добавлением материала из восемнадцатой-двадцатой книг его «Иудейских древностей». Принадлежность автора к христианской вере проявляется в разделе 2:12, где он говорит о преследованиях Господа и Его учеников, и в разделе 3:2, где повествуется о Симоне Волхве и об апостолах Петре и Павле. Им также упоминается Константинополь как вторая столица Римской империи. Во времена Кассиодора (VI в.) в Западной Европе перевод этого сочинения с греческого языка приписывался Иерониму, Амвросию или Руфину. По мнению исследователей, имя Егесиппа оказалось в заглавии в результате искажения «Еx Iosippo» (т.е. «Из Иосифа»).



 
PR-CY.ru