ЕВХОЛОГИЙ

ЕВХОЛОГИЙ – собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг. Содержание Евхология – молитвы чина Божественной литургии и чинов других таинств и треб. Наименование «Евхологий» (распространённое не только в греческой традиции, но и в ряде ориентальных, например, коптской) обычно также применяется и к сборникам, не содержащим текстов евхаристической литургии (славянский Требник), тогда как сборники, содержащие тексты литургии, но без чинопоследований других таинств, могут обозначаться как Литургиарий, или Литургикон (славянский Служебник), и т.п. Эквивалентом Евхология в латинской традиции является Сакраментарий. Наиболее ранние сохранившиеся Евхологии – Барселонский папирус (IV в.) и Евхологий Серапиона (XI в.) – были составлены в IV в. и относятся к египетской традиции. Древнейшая сохранившаяся рукопись константинопольского Евхология конца VIII в. (содержащиеся здесь чины имеют константинопольскую основу, но отражают влияния неконстинопольских традиций), палестинского Евхология VIII–IX вв. (рукопись не опубликована и не исследована). Начиная с IX в. известно множество рукописей византийских Евхологиев; то или иное их количество есть в каждом заметном собрании греческих рукописей. Особой известностью пользуются константинопольские Евхологий Виссариона (основной текст – около 1020 г.) и Евхологий Стратигия (1027 г.), периферийные (имеющие константинопольскую основу, но отражающие неконстантинопольские влияния) Евхологий Порфирия Успенского (Российская национальная библиотека, X в.), Евхологий Севастьянова (Российская государственная библиотека, XI в.), целый ряд Евхологиев из библиотек Синая (например, XI в.), Гроттаферраты (например, X в.) и др. Слово «Евхологий» фигурирует и в наименовании одной из древнейших сохранившихся славянских рукописей, Синайского глаголического Евхология (X–XI вв.; в первоначальный состав рукописи некоторые исследователи также предлагают включать глаголические Синайский Служебник и Синайский Миссал), но это наименование является условным и в самой рукописи не содержится; в последующей славянской традиции термин «Евхологий» распространён мало, хотя и встречается в некоторых поздних рукописях и изданиях (самоназванием ранних рукописей Служебника – например, Российская национальная библиотека, первая половина – середина XIV в., –  также иногда является славянский перевод слова «Евхологий»); в славянской традиции Евхологию соответствуют Служебник и Требник. Первые печатные издания греческого Евхология были сделаны в Венеции в XVI в. (1526, 1545, 1553, 1558, 1564, 1566 (второе издание), 1571, 1578, 1589 гг.); их текст лежит в основе принятых ныне в греческих церквах изданий иеромонаха Спиридона (Зервоса) и Н. Пападопулоса (первое издание: Афины, 1927 г.). Помимо этих Евхологиев в литургической практике греческих церквей используются и новые издания, сделанные с учётом научных исследований, например, четырёхтомное издание Евхология под редакцией Иоанниса Фундулиса (Фессалоника, 2000–2003 гг.).

 



 
PR-CY.ru