ЕВХОЛОГИЙ - Страница 2

Первое научное издание Евхология осуществил Жак Гоар; вплоть до настоящего времени оно частично сохраняет актуальность. Венецианские издания Евхология и труд Ж. Гоара были (в том числе) использованы при исправлении русских богослужебных книг в середине – второй половине XVII в. Знаменитое собрание выписок из десятков Евхологиев опубликовал в 1895–1917 гг. Алексей Афанасьевич Дмитриевский (издание осталось неоконченным), задумывавший свою работу как продолжение труда Ж. Гоара. Попытку осуществить критическое издание текстов Евхология на материале афинских рукописей в 1930 гг. предпринял Панайотис Трембелас. В XX в. были опубликованы тексты некоторых отдельных рукописей Евхология, в первую очередь, трудами Михаила Арранца (М., 2006–2007 гг.), а также под его руководством студентами Восточного папского института. Исследованиями византийских Евхологиев в XX в. занимались А. Штритматтер, А. Жакоб. По составу Евхологий представляет собой собрание различных чинов и последований, объединённых в достаточно стабильные группы: чины литургий, последования отпеваний, чины хиротоний и хиротесий и т.д. Исследователи предполагают, что первоначальные модели, лежащие в основе знаменитых кодексов Евхология, представляли собой собрания литургических свитков, содержавших те или иные группы чинов. Известны тематические собрания чинов: мирской Евхологий (в него входят чины таинств крещения, миропомазания, брака и др.), монашеский Евхологий (древнерусский «Постригальник»; основой его состава являются чины пострижений в монашество и последование отпевания монахов), архиерейский Евхологий (чины хиротоний и проч.), Эксомологитарий (содержит молитвы и различные виды вопросов на исповеди – древнерусские «поновления»), Агиасматарий (помимо прочего включает чины водосвятий) и т.д.; но границы между этими видами Евхология достаточно условны, как и их наименования. Поскольку Евхологий является сборником, в него могли добавлять уставные указания, диатаксисы, канонические статьи (в том числе характерные только для Евхология), апокрифические тексты и т.д. В рукописи Евхология XV–XVI вв. часто включали наборы литургийных чтений (Апостолы, Евангелия, прокимны) для воскресных, седмичных дней и праздников, – как полагают исследователи, это проявление той же тенденции, которая на Западе в более раннюю эпоху привела к смене Сакраментария Миссалом, в который входят не только молитвы священнослужителя, но и все чтения и песнопения мессы на различные дни года. Но в случае с Евхологием эта тенденция не привела к формированию нового типа книги: изменяемые песнопения церковного календаря, помимо фиксированных, содержащихся в текстах различных чинопоследований, в рукописях Евхологий встречаются редко; в печатные издания Евхология не включаются также и Апостолы и Евангелия на различные дни года. Евхологий является книгой, предназначенной для повседневного использования священнослужителями, в рукописях он обычно не иллюминирован и оформлен достаточно просто. Иллюминированные и богато оформленные рукописи, как правило, были предназначены для архиереев, настоятелей крупных монастырей и т.д.



 
PR-CY.ru