ЕВНОМИЙ

ЕВНОМИЙ (около 330 или 335 – около 394 гг.) – епископ Кизический, один из главных представителей ереси аномейства. Евномий был сыном крестьянина. Отец обучил его грамоте; обретя навыки скорописи, Евномий стал секретарём и домашним учителем у одного из родственников. В поисках образования прибыл в Константинополь, затем вернулся на родину; «привлечённый слухами о мудрости Аэтия», отправился в новое странствие. В Антиохии встретился с Секундом, епископом Птолемаидским, арианином, одним из двух епископов, не подписавших на первом Вселенском соборе (325 г.) его вероопределения. Около 356 г. они оба прибыли в Александрию, где епископ Секунд представил Евномия Аэтию, основателю аномейства (от греч. – неподобный), крайнего арианства. Аэтий в лице Евномия обрёл ученика и секретаря. В начале 358 г. арианин Евдоксий, тогда епископ Антиохийский, созвал в Антиохии Собор, на котором присутствовали Аэтий и Евномий. Собор стал выразителем крайнего арианства, т.е. арианства в собственном смысле. Удостоверившись в единомыслии с Евдоксием, Евномий принял от него посвящение во диакона. В ответ на Антиохийский собор другая богословская партия – омиусиане (от греч. – подобосущный) – в том же 358 г. созвала Собор в Сирмии. Евдоксий для защиты своей партии послал к императору Констанцию Евномия, который был схвачен на пути и сослан во Фригию. Вскоре очередной поворот политики вернул Евномию и другим аномеям свободу. Проходивший в сентябре-октябре 359 г. Селевкийский собор в стремлении к компромиссу утвердил подобие Сына Отцу, не приняв подобосущия, отвергнув никейское единосущие и анафематствовав неподобие, формулу партии Аэтия и Евномия. После этого Собора в Константинополе, куда отправился Евномий, развернулись дискуссии, ожесточённые интриги привели к разложению омиусианской партии. Аномейство официально отвергалось, однако епископ Евдоксий, не очень принципиальный в вопросах веры, в 360 г. занял столичную кафедру, после чего поставил Евномия епископом Кизическим. Епископское служение Евномия продолжалось недолго: он не хотел умолчанием содействовать официальному церковному примирению, подвергся доносительству и в результате был изгнан жителями города Кизика. По повелению императора Констанция епископ Евдоксий вызвал Евномия в Константинополь и пытался склонить к подписанию «омийской» формулы. Евномий не пошёл на это, отказался от Кизической кафедры и удалился в Каппадокию. Император Констанций намеревался вызвать Евномия на Собор для рассмотрения его учения, но не успел этого сделать. При императоре Юлиане Отступнике (361–363 гг.) Евномий прибыл в Константинополь, где вместе с Аэтием активно участвовал в церковной жизни. Аэтий и некоторые приверженцы аномейства приняли епископскую хиротонию при благожелательном отношении Константинопольского епископа Евдоксия. Как полагают исследователи, при императоре Иовиане и в первые годы царствования Валента деятельность аномеев ещё больше расширилась. Однако между аномеями, с одной стороны, и епископом Евдоксием и Антиохийским епископом Евзоием, с другой, произошёл конфликт. Обвинённый в близости к узурпатору Прокопию Евномий был сослан, но затем император Валент его возвратил.

 



 
PR-CY.ru