ЕВНОМИЙ - Страница 2

После смерти Аэтия (около 370 г.) Евномий оставался единственным предводителем аномеев. Аэтий и Евномий были анафематствованы Собором, состоявшимся в Кизике во главе с Константинопольским епископом Димофилом, преемником умершего в 370 г. Евдоксия. Но сложившийся за десятилетия арианских споров «плюрализм» позволял Евномию и дальше действовать в интересах аномейства. Лишь приход к власти православного императора Феодосия I Великого (379 г.) привёл к удалению из Константинополя «ариан и евномиан» (терминология принадлежит не арианину Филосторгию, а пересказавшему его Константинопольскому патриарху Фотию). Второй Вселенский собор (381 г.) анафематствовал евномиан, отождествлённых в первом правиле с евдоксианами. В составленном значительно позже седьмом правиле предписывается принимать евномиан в церковь через крещение, в то время как ариане и македониане должны приниматься через миропомазание. В правиле указывается, что евномиане крестят в одно погружение. Крещение «в смерть Господню» являет антитринитарный по существу характер их ереси. Последние годы жизни Евномий провёл в ссылках: сначала у дунайской границы, затем в Кесарии Каппадокийской, где его воспринимали крайне враждебно, как врага Василия Великого (впоследствии ему разрешили удалиться в собственное имение в Каппадокии). 4 марта 398 г., вскоре после интронизации 26 февраля в Константинополе Иоанна Златоуста, император Аркадий издал эдикт о сожжении всех сочинений Евномия и о смертной казни для тех, кто их скрывали. То, что есть в распоряжении исследователей, сохранилось благодаря цитации у полемизировавших с Евномием св. отцов. «Апология» (как полагают исследователи, 360 г.) состоит из 28 глав, последняя из которых не принадлежит Евномию. «Апология апологии» (около 378 г.) написана как ответ на опубликованное в 364 г. сочинение Василия Великого «Опровержение апологии нечестивого Евномия» (частично сохранилась в сочинении Григория Нисского «Против Евномия»). «Изложение веры» (383 г.) составлено по требованию императора Феодосия (два незначительных фрагмента недоказанной подлинности). Не сохранились семь книг Толкований на Послание к Римлянам и сорок писем. Г. Вагнер предположил, что Евномий является автором «Апостольских постановлений». К нехристианским источникам учения Евномия исследователи относят Аристотеля и неоплатоническую философию Ямвлиха. Параллели с Проклом Диадохом объясняются влиянием общего источника. Евномий использовал также популярные в неоплатонической среде «Халдейские предсказания». При всей близости Евномия к Арию он продумывал основы учения сам и относился к Арию критически. Согласно Евномию, основное выражение сущности Бога – «нерождённый», понимаемое в смысле самосущего бытия. «Един Бог нерождённый и безначальный, не имеющий никого сущего ни прежде Себя, ибо ничто не может быть прежде нерождённого, ни с Собою, ибо един и единствен Бог нерождённый, ни в Себе, ибо Он прост и несложен... Он всех Бог и создатель и творец, первейше же и преимущественно – Единородного, и отдельно чрез Него – пришедших в бытие. Ибо Сына прежде всего и прежде всякой твари, единого, Своею силою и действием Он родил, создал и сотворил, не уделив рождённому ничего от Своей Ипостаси. Ибо Бог нетленен и неделим... Нетленный же не уделяет Своей сущности... Ибо Он один Нерождённый, родиться же с нерождённой сущностью невозможно».

 



 
PR-CY.ru