ЕФРЕМ СИРИН - Страница 30

Среди антитез основные: противопоставление Творца и творения, вечного и временного, единого и множественности, сокровенного и явленного, постижения верой и рассудочного исследования, спасения и свободы воли. В сотериологии, наиболее ясно представленной «Райскими гимнами», Ефрем Сирин говорит, главным образом, об Отце и Его Перворождённом. То, что он не уделяет такого же внимания Святому Духу, исследователи объясняют как более актуальной для него антиарианской полемикой, фокусирующей его богословскую мысль на Сыне, так и некоторой сдержанностью, противопоставленной неправославно развиваемой «пневматологии» мессалиан. Весь строй мысли Ефрема Сирина, разворачивающийся в тесной связи с библейской экзегезой, вращается вокруг откровения Бога в Своём Сыне. Для него Бог имманентен миру и в то же время как Создатель мира Он трансцендентен, и тварный человеческий разум не способен Его всецело постичь. Между Создателем и созданием пролегает пропасть, которую только Создатель может преодолеть и которую Он перекрывает Своей любовью. Открываясь человеку, Бог даёт возможность получить о Себе некоторое знание; для человека становится возможным познание Его через созерцание «таин», или «символов», которые присутствуют неявно и в природе, и в Писании (Ефрем Сирин говорит о природе и о Писании как о двух «свидетелях» Бога). Хотя эти «свидетели» присутствуют везде, их можно увидеть лишь глазами веры, и чем более укреплён в вере смотрящий, тем больше таин и знамений он прозревает. Поскольку Ефрем Сирин уделяет особое внимание свободной воле как важнейшему дару Бога человеческим существам, для него принципиально то, что эти «свидетели» никогда не навязываются разуму; таким образом, каждому предлагается выбор – развивать или не развивать зрение веры. Если человек делает выбор в пользу веры, то начинается процесс познания Самооткровения Бога, поскольку «свидетели» служат указаниями на Божественную реальность. В каждом знамении присутствует «сокровенная сила», связывающая его с той реальностью, на которую оно указывает, причём «свидетели» реализуют несколько типов связей: горизонтальных – между Ветхим и Новым Заветами и между Новым Заветом и жизнью церкви; вертикальных – между этим миром и Небесным Царством. Они создают связи повсюду и таким образом дают всему смысл. Откровение таин в истории спасения Ефрем Сирин рассматривает не как простое сообщение некоего нового знания, но как процесс, в который Бог вовлекается Сам. Оставляя в природе и Писании знаки Своего откровения, Бог Сам, пребывая превыше всякого образа и имени, «облекается» в них, предваряя этим Своё полное откровение, совершённое Им через «облечение» в человека в Лице Иисуса Христа. Только в контексте вхождения Бога из простоты вечности в сложность истории можно говорить об «изменениях», которые Бог, будучи неизменным по существу, в Своей любви усваивает Себе. Будучи неизмеримым Сам по Себе, Он умаляет Себя при творении мира и в воплощении, но даже в этих Его проявлениях мы воспринимаем лишь слабый луч Его славы. Это умаление есть также тайна Его величия, поскольку Бог, связывая Себя с творением, не утрачивает Своей запредельности и в Своём вхождении во время остаётся вневременным и вечным.

 



 
PR-CY.ru