Словарь по христианству Е ЕВФРОСИН - Страница 2

ЕВФРОСИН - Страница 2

О совместной работе двух книжников свидетельствует тот факт, что в одном из сборников Евфросина находятся связанные с Афоном сказания «О Ватопедском монастыре» и «О составлении Дохиарского монастыря», текст которых, в основном, переписан Пахомием, а киноварные заголовки, начало, окончание, а также исправления исполнены Евфросином. Исследователи полагают, что Евфросин был клирошанином Кириллова Белозерского монастыря. В отводной грамоте 1460–1470 гг. игумену монастыря Кассиану на деревню Погореловскую в качестве свидетеля передачи деревни монастырю назван «Ефросим крылошанин», которого исследователи готовы отождествить с этим Евфросином. Пометы Евфросина найдены примерно в 20 книгах, происходящих из библиотеки Кириллова Белозерского монастыря, в первую очередь, в Служебных Минеях, где книжник правил или добавлял песнопения – тропари, кондаки и т.д. Возможно, он был также книгохранителем монастыря. Как свидетельствуют сборники Евфросина, учёный монах мог изымать из других кодексов интересовавшие его произведения и вставлять в свои. С целью пополнения библиотеки он мог совершать поездки для переписки интересующих его произведений в другие монастыри. Существует гипотеза, что Евфросин провёл некоторое время в Троице-Сергиевом монастыре. Он проявлял интерес к библиотеке Троицкого монастыря и указал на полях одного из своих сборников, что в ней хранится 300 книг. Пометы в сборниках Евфросина свидетельствуют также о его связях с Ферапонтовым Мартиниановым Белозерским в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырём: книжник находился там с декабря 1474 г. по декабрь 1476 г. (возможно, учёный монах некоторое время был игуменом этой обители). Согласно записи Евфросина, зимой 1477/1478 г. он «на игуменство поехал» в не названный в записи монастырь. Другую версию игуменства Евфросина предложил Яков Соломонович Лурье. Он отождествил книжника с писцом жалованной грамоты Троице-Сергиеву монастырю игуменом Евфросином, которого исследователь считал настоятелем Прилуцкого в честь Рождества Христова монастыря близ города Мышкина. Однако тождественность почерков этого Евфросина и игумена Евфросина исследователи не могут считать доказанной. Позднее Евфросин, как полагают исследователи, вернулся в Кириллов Белозерский монастырь. Последняя датированная запись Евфросина относится к февралю 1500 г. Судя по братскому синодику Кириллова Белозерского монастыря, он скончался между сентябрём 1511 г. и ноябрём 1514 г.

 



 
PR-CY.ru