Словарь по христианству Е ЕВФРОСИН

ЕВФРОСИН

ЕВФРОСИН (середина XV в. – между 1511 и 1514 гг.) – иеромонах Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, книжник. Сведения о Евфросине содержатся в записях в шести сборниках, частично переписанных, частично собранных им из рукописей других писцов (пять сборников – в Кирилло-Белозерском собрании Российской национальной библиотеки, одни сборник – русский триодный Торжественник – в собрании графа Алексея Сергеевича Уварова в Историческом музее). Книжник проставлял в рукописях точные даты работ и указывал своё имя, что даёт исследователям возможность частично реконструировать его биографию и предположить, что до принятия монашества он служил дьяком (точность в датировках и подписях – профессиональные навыки). Исследователи полагают, что он оставил своё место после смерти в 1462 г. великого князя Василия II Васильевича. Сергей Николаевич Кистерёв полагает, что Евфросин происходил из семьи вотчинников. Исследователям представляется неверной гипотеза Александра Григорьевича Боброва, отождествившего Евфросина с князем Иваном, сыном Дмитрия Георгиевича Шемяки. Генеалогические источники по истории рода князей Шемятичей, включая данные родословных книг и помянников, не подтверждают тезис о тождестве князя Ивана Шемятича и Евфросина, т.к. в начале 1460 гг. Кириллов Белозерский монастырь находился под покровительством великого князя Василия II – политического противника Шемяки. Кроме того, в Евфросиновском летописчике Евфросин указал неверный день смерти Шемяки (23 июля вместо правильной даты – 17 июля). Ошибочным также является предположение А.Г. Боброва об авторстве Евфросина в отношении «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Эта гипотеза противоречит выводам учёных, исследовавших данные памятники, – Андрея Анатольевича Зализняка, Владимира Андреевича Кучкина, Антона Анатольевича Горского и др. Ранее лета 1463 г. Евфросин стал монахом Кириллова Белозерского монастыря – наиболее ранняя датированная запись Евфросина относится к 18 июля 1463 г., в этот день он закончил переписку Апокалипсиса. Евфросин некоторое время работал вместе с Пахомием Логофетом. Возможно, это было около 1462 г., когда Пахомий трудился в Белозерском монастыре над составлением Жития Кирилла Белозерского.

 



 
PR-CY.ru