Словарь по христианству Е ЕВФРОСИН

ЕВФРОСИН

ЕВФРОСИН (ум. после 1460 г.) – Тверской, Оршинский, Савватиевский, монах Савватиева монастыря в честь иконы Божьей Матери «Знамение» (Савватиева пустынь, ныне деревня Савватьево Калининского района Тверской области), преподобный (память в первую Неделю после 29 июня – в Соборе Тверских святых). Основным источником сведений о Евфросине является глава 10 духовной грамоты Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих». Преподобный Иосиф приводит сведения о Евфросине, рассказывая о своей встрече с ним зимой 1459/1460 гг., когда Иосиф недолгое время (до февраля 1460 г.) жил в Савватиевом монастыре. По свидетельству Иосифа, Евфросин был «родом князь тепринский», как полагают исследователи, из тверских служилых землевладельцев. Прозвище, вероятно, не родовое, по владению. Деревня Тепра Большой половины Задубровской слободы Кашинского уезда названа в грамоте царя Ивана IV Васильевича тверскому Афанасиевскому женскому монастырю (на Песках) от 15 февраля 1555 г. В грамоте подтверждаются судебные и налоговые льготы обители в отношении её владений, прежних и новоприобретённых, в частности, деревни Тепры, купленной монастырём между 1510 гг. и началом 1540 гг. у неизвестного владельца. На рубеже XIV и XV вв. Евфросин принял постриг (Иосиф свидетельствовал, что к 1459/1460 Евфросин прожил в монашеских подвигах 60 лет), вероятнее всего, в Савватиевом монастыре, став одним из первых его насельников (обитель основана не раньше 1390 гг., в 1764 г. упразднена, храм стал приходским). С большой долей уверенности исследователи предполагают, что духовным наставником Евфросина был основатель обители Савватий Тверской (ум. не позднее 1434 г.). Через некоторое время Евфросин покинул Савватиев монастырь, где его безмолвную жизнь нарушали множество людей, шедших к нему за духовным наставлением, и удалился в новгородские пределы, на остров «на великом озере Невском» (очевидно, в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь), где «доволна лета поживе». Однако и там подвижник не нашёл полного безмолвия и вернулся в Савватиев монастырь. Поселился «в Саватиеве пустыни... во отходе», т.е. в отшельнической келье неподалёку от монастыря (на этом месте (в «Пустыньке») в лесу, в полукилометре от бывшего Савватиева монастыря, сохранился колодец и полуразрушенная пещера, где жили отшельники). Там он подвизался в 1459/1460 г., когда в Савватиевом монастыре находился преподобный Иосиф. Между 1447 и 1452 гг. Евфросин исцелил тяжело заболевшую дочь Тверского великого князя Бориса Александровича Марию (1442–1467 гг.), в 1447 г. обручённую с будущим великим князем Иваном III Васильевичем (брак был заключён в 1452 г.). Умиравшую девочку по повелению князя Бориса Александровича тверские бояре и духовенство привезли в отшельническую келью Евфросина и просили святого помолиться о её здоровье, говоря: «Аще сия жива будет твоих ради святых молитв, отче, то два царства смириши». Преподобный, считая себя недостойным и грешным, долго отказывался, но, умоленный, повелел перенести девочку в храм Савватиева монастыря, куда вскоре пришёл сам и долго молился Богородице и Николаю Чудотворцу, после чего княжна выздоровела. Исследователи полагают, что Евфросин в конце жизни был настоятелем Савватиева монастыря.

 



 
PR-CY.ru