ЕВФРОСИН - Страница 2

Его имя названо среди настоятелей обители в известном в выписках синодике Савватиева монастыря (1670 гг.), где записано поминание «настоятелей и начальников обители сея: Савватия преподобного, Парфения, Досифея, Евфросина, Нектария преподобного». Местное почитание Евфросина, несомненно, существовало к концу XVII в., как об этом свидетельствует синодик расположенного неподалёку от Савватиевой обители Оршина в честь Вознесения Господня монастыря, в котором записано поминание «начальников Саватиевы пустыни преподобных отец Саватия, Парфения, Евфросина, Дорофея». С середины XIX в. имя Евфросина вместе с именем преподобного Савватия помещалось в общерусских месяцесловах. Имя Евфросина включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин), но празднование Собору тогда не утвердилось. Празднование Собору Тверских святых было установлено в 1979 г., этот год может считаться годом общерусской канонизации Евфросина. Отдельных дня памяти, тропаря и кондака Евфросину нет. Древняя иконография Евфросина неизвестна. В XIX в. существовали образы, на которых представлены Савватий и Евфросин. Одна из таких икон находилась в Знаменской церкви в Савватьеве. На ней были первоначально изображены преподобные Зосима и Савватий Соловецкие – святые, которых церковные власти в первой половине XIX в. требовали почитать вместо «неканонизированных» Савватия Тверского и его учеников. Существует предание, что образы Соловецких преподобных были написаны в 1840 гг. по живописному слою конца XVIII в. с изображениями Савватия Тверского и Евфросина. В 1880 гг. на иконе были сделаны новые надписи: «прп. Евфросин Тверской» и «прп. Савватий Тверской», причём прежние имена не были закрашены. Исправленную икону с «двойной» надписью видел Алексей Арсентьевич Митропольский. Икону носили во время крестных ходов, в частности 15 июня 1897 г. После 1917 г. она была утрачена. На иконе, появившейся не раньше второй половины XIX в. (скорее всего, около 1900 г., по свидетельству архиепископа Димитрия (Самбикина), Евфросин был изображён «глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положении руками»). Современная иконография святого основывается на его изображении на иконе «Собор Тверских святых» 1990 г. (церковь Святой Троицы («Белая Троица») в Твери). Этот образ – копия с несохранившейся, известной по фотографии Иоасафа Яковлевича Кункина иконы 1900 гг. из Троицкой церкви в Кашине. По мнению исследователей, кашинский образ являлся одним из нескольких списков с утраченной иконы 1903 г. из церкви во имя Всех Тверских святых в тверской соборной колокольне. Евфросин изображён старцем с окладистой белой бородой, в монашеской мантии, с непокрытой головой, лоб с высокими залысинами. Именно так Евфросин представлен на иконе «Преподобные Савватий и Евфросин в молении, с видом Савватиева монастыря» в тверской церкви Воскресения (Трёх исповедников; 1994 г., иконописцы Валерий и Наталия Колтовые) и на иконе «Преподобные Савватий, Евфросин и Нектарий Савватьевские» за правым клиросом в возрождённой Знаменской церкви в деревне Савватьево (2003 г., иконописец Наталия Андреева). Эта иконография отчасти восходит к образу неизвестного монаха (представлен без нимба) напротив преподобного Савватия в сюжете поклонения Кресту на иконе «Обитель прп. Савватия Тверского с сюжетами его жития» третьей четверти XVI в. (музей Андрея Рублёва). Как полагают исследователи, этот неизвестный по имени монах в конце XIX – начале XX вв. иконописцами был отождествлён с Евфросином.



 
PR-CY.ru