Словарь по христианству Е ЕВФРОСИН

ЕВФРОСИН

ЕВФРОСИН (ум. после 1691 г.) – монах, старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691 г.). В 1670–1671 гг. Евфросин жил в Курженской пустыни, расположенной на острове Курженского озера в Вытегорском уезде, у истока реки Андомы (территория современной Вологодской области), где стал учеником игумена Досифея (один из основателей старообрядчества), которого называл «великим аввою» и «отцом». Василий Осипович Ключевский и вслед за ним Хрисанф Мефодиевич Лопарёв ошибочно отождествляли этого Евфросина с преподобным Евфросином Курженским. После разорения Курженской пустыни осенью 1671 г. Евфросин, как полагают исследователи, часто менял места пребывания, но неизменно поддерживал связь с духовным отцом. Во второй половине 1670 гг. в Сунарецкой Троицкой пустыни на Виданском острове близ впадения реки Суны в Кондопожскую губу Онежского озера Евфросин стал свидетелем отказа Досифея поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях», что вызвало протест Сергия (Крашенинникова), вслед за протопопом Аввакумом высоко оценивавшего подвиг самосожжения. Тогда же по поручению Досифея Евфросин вместе с Поликарпом Петровым (впоследствии ставшим активным защитником «гарей») написал «столбец», содержащий ответ на учение апологета самосожжений новгородца Ивана Коломенского («столбец» не сохранился). Историк русского раскола Пётр Семёнович Смирнов считал, что под руководством Евфросина на Керженце состоялось осуждение старца Онуфрия, почитателя сомнительных с догматической точки зрения «писаний» Аввакума. В 1693 г. в «сходе» на Онуфрия участвовали непосредственные помощники Евфросина инок Мина и Галактион Слепой, «потом же ещё был сход при великоучёном отце Евфросине». П.С. Смирнов также считал, что старообрядческое согласие «евфросиновщина», упоминаемое Димитрием Ростовским в «Розыске о раскольничей брынской вере», получило своё название в память о Евфросине; в некоторых источниках отмечается, что «евфросиновщина» жила преданием об игумене Досифее. На юге Евфросин подолгу жил в Жабынской пустыни близ Белёва, где в 1670 гг. часто останавливался его учитель Досифей. Как полагают исследователи, здесь в 1691 г. «советом и изволением всего русского христианства», т.е. старообрядцев «донских, кумских, поволжских, поморских, западных и южных», Евфросин создал «Отразительное писание...», копии которого распространял, в частности, Мина, ученик Евфросина, о чём сообщает надпись на единственном известном списке сочинения: «Списано с тетратей с Минина приносу с Руси, с Калуги и з Билева, писма старца Ефросина и окрест з братьею». В «Отразительном писании...» Евфросин подробно изложил историю возникновения и распространения самосожжений в связи с характерными для начального периода старообрядчества воззрениями о скором наступлении царства Антихриста и близкой кончине мира. В трактате приведены важные свидетельства об учениках Капитона в Вязниках, где зародилось самосожжение, упоминается Кузьма, один из возможных основателей нетовского согласия.

 



 
PR-CY.ru