ЕВФРОСИН - Страница 2

«Отразительное писание...» изобилует натуралистическими картинами и подробностями «гарей», обличительными характеристиками сторонников «самоубийственного губительства»; автор видел свою главную задачу в обличении «нечеловеческого естества учителей сих окаянных». Ссылаясь на Священное Писание и святоотеческие труды, Евфросин отказывает погибшим в «гарях» и организаторам самосожжений в молитвенном поминовении после смерти и в праве именоваться христианами. Евфросин писал о возможности развития из учения о «самоубийственных смертях» «христовщины», т.е. о хлыстах. В его сочинении отразилась полемика по вопросу о правомерности «самоубийственных смертей» между отцами старообрядчества, допускавшими самосожжения, Даниилом Викулиным и иеродиаконом Игнатием Соловецким и противником самосожжений иноком Корнилием Выговским. Трактат позволяет исследователям уточнить отдельные события раннего периода старообрядчества (о некоторых гарях известно только из «Отразительного писания...»), биографии деятелей той эпохи, в частности, бывшего есаула Евстафия Троинского (впоследствии инок Ефрем), возглавившего Тегенскую гарь в Тюменском уезде. В «Отразительном писании...» Евфросин высказал отношение и к другим вопросам, по которым в тот период шли споры между старообрядцами. Инок обличал беспоповцев, утверждавших, что при Антихристе не будет приношения Бескровной Жертвы, уверяя, что «до самыя кончины причастие у верных будет». Вместе с игуменом Досифеем Евфросин осудил учение Игнатия Соловецкого, выступавшего против надписания на кресте «I.Н.Ц.I.», не разделял запрет поморцев на общение в пище с православными, считая, что «излишними теми хлопотами на что верных давити». Евфросин осуждал пошехонцев, которые считали, что дача «окупа» православному священнику для получения фальшивого свидетельства о принадлежности к православной церкви несовместима с истинным благочестием. По его мнению, такое упорство приводило только к усилению гонений. Вместо «окупа» он предлагал бегство: «Первое начало спасению – заповеди Христовой хранение: гонимым в том граде в другой перебегать», как большей частью и поступали старообрядцы. По мнению Натальи Сергеевны Демковой, подготовительные материалы к трактату Евфросина отразились в рукописи из собрания Музея-заповедника Кижи (начало XVIII в.), содержащей подборку текстов с обличением самосожжений. Центральное место в сборнике занимает «Жалобница поморских старцев», написанная немного раньше «Отразительного писания...» учениками Евфросина иноками Миной и Иринархом, юродивым Андреем, Галактионом. «Жалобница...», по мнению исследовательницы, была одним из источников «Отразительного писания...». Одновременно с «Жалобницей...» ученики Евфросина, как полагают исследователи, создали входящее в сборник «Писание отчасти» против самосожжений. Частью архива, использовавшегося Евфросином при подготовке «Отразительного писания...», по мнению исследователей, являлась подборка выписок из Священного Писания и творений отцов церкви о греховности «самоубийственных смертей», также помещённая в рукописи. В «Отразительном писании...» упоминаются несохранившиеся обличительные сочинения Евфросина: «взыскание» на «лжеучение» Поликарпа, послание к Онуфрию с обличением самосожжений. Исследователи усматривают стилистическое сходство трактата Евфросина с сочинениями Аввакума, отмечают непоследовательность Евфросина в изложении, связанную с полемической направленностью его труда.



 
PR-CY.ru