Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ I, Емелиан Брадатый - Страница 4

ЕВФИМИЙ I, Емелиан Брадатый - Страница 4

По словам первой Псковской летописи, Витовт «полон отпусти владычня ради поклонения». По другим летописным сведениям, «полон весь окупи у Витовта архиепископ, дасть две тысячи рублев». Эта дипломатическая миссия Евфимия нашла отражение в «Повести об Ионе, архиепископе Новгородском» рубежа XV и XVI вв., где говорится и об участии в посольстве будущего архиепископа, в то время игумена Лисицкого монастыря, а Евфимий назван «Емелианом честным». Другая оценка Евфимия дана в Житии Михаила Клопского (конец 1470 гг.), где отразились сложные отношения Евфимия с монахами Троицкого Клопского монастыря. С одной стороны, владыка называется «мужем честным» (возможно, впрочем, что это указание на его знатное происхождение), а с другой – говорится, что архиепископ не пожелал приехать на похороны своего предшественника Феодосия и обложил монастырь налогом («захотел куны взять»). Согласно Житию, преподобный Михаил предрёк близкую кончину Евфимия, после чего архиепископ разболелся и умер. Исследователями атрибутируется Евфимию предположительно найденная в Пскове печать с надписью: «Милостью Божиею Еуфимий, архиепископ Новагорода» – и с изображением на обратной стороне шестиконечного креста. Известна также печать новоторжского наместника, по мнению исследователей, относящаяся ко времени архиепископства Евфимия. По наблюдениям Александра Григорьевича Боброва, при Евфимии были отредактированы летописные записи, сделанные при наречённом архиепископе Феодосии. Во владычном летописании за 1424–1429 гг. внимание уделялось почти исключительно новгородским событиям. По свидетельству новгородских летописей XV в., Евфимий управлял епархией пять лет и пять недель. Таким образом, кончину его исследователи датируют не 1428 г. (эта дата иногда встречается в литературе), а 1429 г. Место, где был похоронен Евфимий, летописи не называют. Валентин Лаврентьевич Янин, считая, что молчание источников указывает на то, что Евфимий был погребён в Софийском соборе, предположил, что с ним связано одно из архиерейских погребений в Мартириевской паперти. Однако, как установил А.Г. Бобров, Евфимий был погребён в Деревяницком монастыре, насельником которого он являлся до возведения на кафедру. В происходящем из этой обители Уставе Иерусалимском 1498 г. имеется запись XVI в.: «Месяца ноября 1 день, обед по владыкы по Еуфимьи, что лежит здесь, по челкви братьи (т.е. по ковшу на брата)» (преемник Евфимия – святитель Евфимий II был похоронен в другом монастыре – Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца, поэтому запись исследователи с уверенностью относят к Евфимию). Впоследствии память о погребении Евфимия в Деревяницком монастыре была утрачена. Так, о нём ничего не говорится ни в монастырской описи 1617 г., ни в описаниях монастыря XIX в., что, как полагают исследователи, связано с разорением обители в Смутное время. Изображения Евфимия (в архиерейской мантии и белом клобуке, с нимбом) имеются на миниатюрах Лицевого летописного свода 1570 гг., в частности, в Голицынском томе показано возведение церкви Спаса Милостивого «строением Евфимия великого Новгородского» (в верхней части композиции, внизу – преставление Кирилла Белозерского), а также преставление Евфимия, где он лежит во гробе в белых архиерейских ризах.



 
PR-CY.ru