ЕВФИМИЙ I, Емелиан Брадатый - Страница 2

По мнению Бориса Андреевича Успенского («Царь и патриарх: Харизма власти в России: Византийская модель и её русское переосмысление». М., 1998 г.), принятие нового имени при хиротонии связано с византийской традицией, принесённой на Русь митрополитом Фотием (так, монах Самсон, в 1416 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского, получил новое имя Симеон, хиротонию также возглавил митрополит Фотий). Перед поставлением «Емелиан священноинок» составил и подписал «Исповедание веры» (это было сделано, по имеющимся данным, впервые в истории Новгородской епархии) с обещанием во всём повиноваться митрополиту Фотию и не принимать другого митрополита под угрозой лишения сана, а также не поставлять «ни попа, ни диакона чужего предела». В документе содержится подтверждение того, что Евфимий не давал кому-либо денег за поставление. Составление такого «Исповедания веры» связано с избранием в 1415 г. западнорусскими епископами митрополита на Киевскую кафедру – Григория Цамблака и с образованием Западнорусской митрополии. В грамоте западнорусских епископов, извещавшей об этом событии, говорилось об их нежелании подчиняться русским митрополитам, которых в конце XIV – начале XV вв. ставил Константинопольский патриарх «куплею». «Исповедание веры» Евфимием было впоследствии включено в чин избрания и поставления в епископы, известный в списках с конца XV в. Как полагают исследователи, при поставлении Евфимий дал обещание Фотию восстановить в Великом Новгороде митрополичий суд, но обещание не исполнил. Об этом митрополит Фотий писал в грамоте Тверскому епископу Илии, выданной, как полагают исследователи, 8 августа 1430 г. В ней говорится, что новгородцы прислали к первоиерарху «Симеона, а после того Еуфимиа, и яз тех обею поставил им во владыки, и те владыки такоже ми ся были яли старину церковную отправити (имеется в виду «позывной суд» митрополита в Новгороде)... да как те владыкы тое старины церковные не отправили». При Евфимии в Великом Новгороде было возведено несколько церквей. В 1424–1425 гг., после возвращения архиерея из Москвы, были построены каменные храм св. Луки на Лубянице (на Торговой стороне) и собор во имя князей Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре «на Гъзене» (примыкал к Неревскому концу Новгорода). Особое внимание владычный летописец уделяет участию Евфимия в возведении тогда же церкви Спаса Милостивого за алтарём собора Святой Софии. Ранее стоявшая здесь деревянная обетная церковь была поставлена на месте скудельницы, устроенной новгородцами в 1422 г. для захоронения умерших во время «глада и мора велика». К 1426–1427 гг. она была воздвигнута «владыкою Еуфимием» в камне «и устроена бысть дивно иконами и книгами». Из книг, переписку которых исследователи уверенно относят ко времени епископства Евфимия, сохранился Стихирарь 1424 г. (Исторический музей). Во время архипастырства Евфимия в 1429 г. диакон Давид переписал лицевой так называемый Шенкурский Пролог в двух томах, погибший в московском пожаре 1812 г.

 



 
PR-CY.ru