Словарь по христианству Е ЕВСТАФИЙ МЦХЕТСКИЙ

ЕВСТАФИЙ МЦХЕТСКИЙ

ЕВСТАФИЙ МЦХЕТСКИЙ – мученик (память 29 июля; ум. в 589 г.). «Мученичество и страстотерпничество святого Евстате Мцхетели» – второе после «Мученичества святой Шушаник» Иакова Цуртавели грузинское агиографическое произведение, сохранившееся до настоящего времени. Написано во второй половине VI в. анонимным современником Евстафия Мцхетского, как полагают исследователи, очевидцем событий. Гиви Васильевич Цулая полагает, что текст создан в одном из внутренних монастырей Грузии. Самая ранняя рукопись датируется XI в., остальные восемь относятся к XVIII в. Во второй половине XVIII в. грузинский агиограф, католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони), создал метафрастическую редакцию «Мученичества…» Евстафия Мцхетского. Существует пересказ на русский язык Михаила Павловича Сабинина, а также переводы на немецкий (Адольф фон Гарнак) и русский (Гиви Васильевич Цулая) языки. «Мученичество…» Евстафия Мцхетского считается одним из наиболее ярких примеров грузинской оригинальной агиографии, отличительной чертой которой является тема противостояния грузин-христиан экспансии маздеизмского сасанидского Ирана. Литературный уровень текста и содержание предсмертной речи Евстафия Мцхетского (апология христианства) позволяют исследователям судить о хорошем знании автором канонической и богословской литературы своего времени, а также мировоззрения и быта соседнего с грузинами нехристианского населения. Агиограф мог опираться на «Апологию» Аристида (II в.), на «Диатессарон» раннехристианского апологета Татиана (II в.), на «Дидахе». Язык текста «Мученичества…» Евстафия Мцхетского архаичен, но несложен, исследователи полагают, что текст предназначался для чтения в храме. «Мученичество…» Евстафия Мцхетского является ценным источником по истории раннесредневековой Грузии, т.к. оно даёт представление об этнокультурной ситуации, возникшей в ранний период распространения христианства на границе Восточного Закавказья и Передней Азии. Образ Евстафия Мцхетского не выходит за рамки агиографического клише, но автор точно воспроизводит бытовые детали и этнические противоречия, существовавшие на этой территории. До крещения Евстафий Мцхетский, перс по происхождению, сын маздеизмского «жреца-мага» из города Гандзак (Гянджа), носил имя Гвиробандак (Бгробандав, от персид. – раб, принадлежащий гуру). В десятый год правления в Персии Хосрова Ануширвана (531–579 гг.) Евстафий Мцхетский в возрасте тридцати лет переехал в столицу подвластной Сасанидам Картли (Восточная Грузия) – Мцхету и занимался там сапожным ремеслом.

 



 
PR-CY.ru