ЕВЗОИЙ

ЕВЗОИЙ – Антиохийский епископ (360/361 – 376 гг.), один из ближайших последователей ересиарха Ария (256–336 гг.). К началу арианских споров о Единосущии Бога Сына и Бога Отца Евзоий был диаконом Александрийской церкви; принял сторону Ария, за что был вместе с ним осуждён и изгнан из города. Евзоий упомянут в томосе Александрийского собора и Александрийского патриарха Александра I (313–328 гг.) об осуждении Ария. В послании к Фессалоникийскому епископу Александру, написанном накануне первого Вселенского собора (325 г.), святитель Александр сообщает, что Евзоий с первых дней был последователем Ария; вместе с Арием он обратился за помощью к Никомидийскому епископу Евсевию. В 324 г. Евзоий был оправдан Собором в Никомидии при условии его примирения со своим епископом; Евзоий подписал примирительное послание Ария к святителю Александру. Феодорит Кирский (386/393 – 457 гг.), ссылаясь на Александрийского епископа Петра II (373–380 гг.), уточняет, что на первом Вселенском соборе Евзоий вместе с Арием был осуждён и отправлен в ссылку. После их возвращения из ссылки в Константинополь оба осуждённых представили императору Константину I Великому (323–337 гг.) своё исповедание веры, написанное в самых расплывчатых выражениях. Арий и Евзоий признавали Бога Сына Единородным Отцу и рождённым прежде всех веков: «Веруем во единого Бога Отца Вседержителя и в Господа Иисуса Христа, Сына Его, – из Него прежде всех веков происшедшего Бога Слова» и т.д. Такие определения перекликались с Никейским Символом веры, что произвело благоприятное впечатление на императора, который отменил прежнее распоряжение об изгнании Ария. Осуждённым было дозволено вернуться в Александрию и там ожидать церковного оправдания. Иерусалимский собор довершил миролюбивую программу императора. В послании к Александрийскому епископу, которым в это время был уже Афанасий I Великий (около 295 – 373 гг.), император рекомендовал принять обоих в церковное общение, однако Афанасий этого не сделал. Историк Сократ Схоластик (около 380 – после 439 гг.) сообщает, что лишь Иерусалимский собор 335 г. постановил на основании указания императора принять Ария и Евзоия в церковное общение. Имя Евзоия вновь появляется в источниках только в 360 г., когда он выступил как видный деятель новой арианской богословской партии омиев. В марте 360 г. император Констанций II (337–361 гг.) вместо перешедшего на Константинопольскую кафедру Евдоксия приказал перевести на Антиохийскую кафедру епископа Севастии Мелетия, которого омии в тот момент поддерживали за его дружбу с епископом Кесарии Палестинской Акакием (ум. в 363 г.). Мелетий стал в проповедях касаться только нравственных вопросов, но император потребовал от него выражения и его догматических убеждений. Ему дали тему для проповеди: «Господи созда Мя начало путей Своих» (Притч. 8:22), и Мелетий высказался совершенно в смысле никейской веры. Народ был в восторге от проповеди и рукоплескал ему, но некоторые элементы господствующей партии усмотрели, что выбор Мелетия был, с их точки зрения, чистой ошибкой. Император изгнал Мелетия и в конце 360 г. поставил на его место Евзоия, вызванного из Александрии. Но это было новой ошибкой. Православные элементы антиохийского населения (весьма многочисленные) до сих пор не замыкались в отдельное общество и не разрывали церковного общения, но Евзоия они знать не хотели, не вступили с ним в церковное общение и таким образом формально отделились от официальной Антиохийской церкви. Они стали собираться в так называемой «старой церкви» (т.е. лежащей в «старом городе»). Осенью 361 г., отправляясь в поход против провозглашённого в Галлии августом Юлиана Отступника, император Констанций II тяжело заболел в Киликии, и перед смертью Евзоий крестил его. С приходом к власти Юлиана Отступника (конец 361 г.) в Антиохию вернулся Мелетий I и объединил вокруг себя православную паству города. В 362 г. возвращавшийся из ссылки Каралитанский епископ Луцифер поставил епископом Антиохии Павлина (362–388 гг.) для общины ревностных никейцев – последователей Евстафия Антиохийского (324/325 – 331/332 гг.), которые не признавали Мелетия I как человека, имевшего связи с арианами.

 



 
PR-CY.ru