ЕРМИНИНГЕЛЬД, Эрменегильд - Страница 3

В целом восстание рассматривалось ими как неразумное стремление к захвату власти. По мнению Иоанна Бикларского, причиной восстания Ерминингельда стали интриги его мачехи, королевы Госвинты (однако хронист умолчал о религиозном характере этих интриг – королева-арианка крайне нетерпимо относилась к православной вере). Исидор Гиспальский не сообщил о мученической смерти Ерминингельда, а Иоанн Бикларский ограничился краткой заметкой об убийстве. Упомянутые сочинения были написаны вскоре после обращения короля Рекареда и вестготов в кафолическую веру (589 г.), когда церковные иерархи стремились активно сотрудничать с вестготской монархией. Составитель «Житий святых эмеритских отцов» не только умалчивает об обращении Ерминингельда и о его смерти, но также намеренно искажает приведённый им текст Григория I Великого, в котором Ерминингельд именовался мучеником. Григорий I Великий в «Диалогах» придаёт истории Ерминингельда исключительно религиозную окраску, помещая в центр повествования те события, которые замалчиваются вестготскими писателями (обращение Ерминингельда под влиянием Леандра Гиспальского, негодование Леовигильда на кафоликов и на собственного сына, мученическая смерть Ерминингельда). Григорий I Великий лишь упомянул о восстании, сосредоточив внимание на поведении Ерминингельда перед лицом смерти. Драматизм событий в передаче Григория I Великого усиливается тем, что они происходили в пасхальные дни. Сведения Григория I Великого подтверждаются рассказом Григория Турского, который подробно описывает брак Ерминингельда с Ингундой и притеснения, которые ей пришлось пережить от Госвинты, которая пыталась обратить её в арианство. Восстание под руководством Ерминингельда Григорий Турский рассматривал как реакцию кафоликов на религиозные гонения, начатые Леовигильдом. До XIII в. сведения испанских источников о мученике ограничиваются краткими заметками о его кончине в некоторых монастырских хрониках («Овьедская эпитома» в рукописи 883 г. из монастыря Сан-Мильян-де-ла-Коголья («Epitome seu Compilatio Ovetensis»), Силосская хроника, XII в., и «Всемирная хроника» Луки из Туя, XIII в.). Испанский аскетический писатель конца VII в. Валерий Бергиденский назвал Ерминингельда среди невинно убиенных лиц царского происхождения. Исследователи полагают, что почитание Ерминингельда возникло в Риме благодаря авторитету Григория I Великого. Беда Достопочтенный в хронике назвал Ерминингельда королём-мучеником, пострадавшим за веру. В IX в. почитание мученика утвердилось во Франкском королевстве, память Ерминингельда была внесена в Мартиролог Флора Лионского (середина IX в.) и в последующие каролингские Мартирологи – Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики. В XII–XIII вв. почитание Ерминингельда распространилось в Испании. К XII в. относится первое упоминание о главе мученика, которая была передана королевой Арагона Санцией (Санчей; 1174–1208 гг.) женскому монастырю в Сихене (Арагон). По указу испанского короля Филиппа II (1556–1598 гг.) святыню перенесли в Эскориал. Память Ерминингельда была включена в Толедский миссал (1551 г.), в 1586 г. Филипп II испросил у папы Римского Сикста V разрешение отмечать память Ерминингельда во всех храмах Испании. При папе Римском Урбане VIII вся Римско-католическая церковь (1636 г.) стала отмечать память Ерминингельда. В 1815 г. испанский король Фердинанд VII учредил военный орден святого Ерминингельда.



 
PR-CY.ru