«ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ»

«ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ» – стих из «Галатам послания» апостола Павла (Гал. 3:27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в православном богослужении. Стих «Елицы во Христа крестистеся» входит в состав византийского чина таинства крещения и в современной практике поётся во время обхождения священником и новокрещёным со свечой в руках купели после завершения священнодействий крещения и миропомазания и перед чтением крещальных Апостола и Евангелия. Стих «Елицы во Христа крестистеся» – это одно из немногих прямых указаний апостола Павла на само священнодействие, а не только на богословское содержание таинства крещения. Современные толкователи полагают, что этот стих и соседние, возможно, заимствованы из Предания, из уже сложившейся практики крещения. Выражение «во Христа» является синонимом формулы «во имя Христа» и означает, как полагают исследователи, «по заповеди Христа», а «во Христа облеклись» исследователи понимают как «уподобились Христу» (ср.: 1 Кор. 12:13; Кол. 3:10). В древности шествие новокрещёных во время чина крещения представляло собой не обход купели, а процессию новокрещёных из баптистерия в основной храм для участия в Божественной литургии. Согласно константинопольскому «Типикону Великой церкви» IX–XI вв., пение «Елицы во Христа крестистеся» открывает литургию Великой субботы, главного крещального дня в древнем Константинополе, совершаемую непосредственно после вечерни этого дня (таинство крещения происходило в баптистерии во время чтения в храме паремий этой вечерни); под пение «Елицы во Христа крестистеся» со стихами Пс. 31 (как полагают исследователи, наличие «Аллилуия» в составе «Елицы во Христа крестистеся» обусловлено именно тем, что некогда «Елицы во Христа крестистеся» было припевом к псалму) новокрещёные входили в храм Святой Софии, и патриарх совершал над ними миропомазание, после чего входил в алтарь. «Типикон Великой церкви» предписывает петь «Елицы во Христа крестистеся» вместо литургийного Трисвятого также и в Лазареву субботу, поскольку и в этот день (как и в Великую субботу) в Константинополе совершалось таинство крещения, и в дни Светлой седмицы (в древности в эти дни новокрещёные должны были ежедневно присутствовать в церкви, чтобы приобщаться Святых Таин и слушать тайноводственные поучения). Вне Страстной и Светлой седмиц «Типикон Великой церкви» заменяет литургийное Трисвятое стихом «Елицы во Христа крестистеся» трижды в году: на Пятидесятницу, на Рождество Христово и на Богоявление. Исследователям неизвестно, связано ли пение «Елицы во Христа крестистеся» на литургии этих дней непосредственно с таинством крещения – в «Типиконе Великой церкви» эти дни не являются крещальными. Как полагают исследователи, пение «Елицы во Христа крестистеся» в день Богоявления (а также Рождества Христова, поскольку в восточной традиции эти праздники тесно связаны) объясняется не тем, что в этот день крестили оглашаемых, а тем, что праздник Богоявления посвящён событию Крещения Спасителя; пение «Елицы во Христа крестистеся» в день Пятидесятницы объясняется тем, как полагают исследователи, что это песнопение, звучавшее на Пасху, Рождество и Богоявление, воспринималось как высокоторжественное (существует также иное объяснение – в этот день крестили тех из оглашаемых, кто не смогли принять крещение в Великую субботу, – но оно не имеет подтверждения в источниках).

 



 
PR-CY.ru