Словарь по христианству Е ЕФРЕМ, НИКИФОР (ум. в 1617 г.), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА (ум. в 1636 г.), НЕСТОР

ЕФРЕМ, НИКИФОР (ум. в 1617 г.), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА (ум. в 1636 г.), НЕСТОР

ЕФРЕМ, НИКИФОР (ум. в 1617 г.), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА (ум. в 1636 г.), НЕСТОР – Соловецкие, пустынники, подвизавшиеся на Большом Соловецком острове, преподобные (память в третью Неделю после Пятидесятницы – в Соборе Новгородских святых, 9 августа – в Соборе Соловецких святых). Большинство названных святых упомянуто в древнейшем Соловецком патерике, составленном между 1682 и 1700 гг. (наиболее полный список – Российская национальная библиотека, 1690 гг.), в связи с отшельническим подвигом Дамиана (Диодора) Юрьегорского, встретившего монахов в начале своего подвижничества. В древнейшем Соловецком патерике сообщается, что преподобный Дамиан, будучи насельником Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря, услышал рассказы о подвигах Андрея Соловецкого и других соловецких пустынножителей и решил последовать их примеру. Отправившись в глубь Большого Соловецкого острова, Дамиан встретил там двух отшельников и неподалёку от их келий построил себе хижину. Дамиан часто ходил по острову, желая встретить и других пустынножителей, поскольку «в то время мнози отшелницы на Соловецком и Анзерском островех в пустыни, мало кому ведоми, живяху». Дамиану удалось встретить инока Ефрема Чёрного, о котором агиограф пишет, что он был первый среди пустынножителей, «старец честен», мирянина Никифора Новгородца, Алексия Калужанина (см. Алексий Соловецкий), москвичей Тихона и Иосифа, Феодула Рязанца, Порфирия, Трифона, Иосифа Младого, Севастиана и др. Выходец из Алексина Тимофей («иже аггелоподобным своим житием, яко орёл высокопарный, леташе») рассказал Дамиану о себе. В Смутное время Тимофей оставил отеческий дом и на небольшой лодке из Архангельска приплыл на Большой Соловецкий остров, где соорудил себе хижину, в которой прожил много лет, питаясь травой. В продолжение трёх лет Тимофей терпел жестокие бесовские нападения, голод и холод, затем был утешен видением светлообразного старца, укрепившего подвижника и показавшего ему траву для еды и источник воды. Дамиан заботился о Соловецких пустынниках, своими руками хоронил скончавшихся. Редакция Соловецкого патерика начала XIX в. (Российская национальная библиотека) включает «Повести о Соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», основанные на более ранних агиографических сочинениях и на позднейших рассказах соловецких и анзерских монахов о встречах с пустынниками. В разделённых на пять частей «Повестях о Соловецких пустынножителях» содержится более подробный, чем в повествовании о Дамиане, рассказ о Никифоре Новгородце (третья повесть), а также сообщения о не названных в рассказе о Дамиане пустынниках – преподобных Савве и Несторе (пятая повесть) и о нескольких неизвестных по имени Соловецких и одном Анзерском пустынножителях (четвёртая повесть). Вторая повесть посвящена Дамиану и в целом совпадает с текстом из древнейшего Соловецкого патерика. В повести, посвящённой Никифору Новгородцу, рассказывается, что святой был, вероятно, сыном новгородского священника, поступил трудником в Соловецкую обитель в 1602 г., «юн леты, но стар разумом». Никифор проходил все монастырские послушания со смирением, имел дар слёз. Святой просил настоятеля монастыря о монашеском постриге, но из-за молодости и благообразия ему было отказано.

 



 
PR-CY.ru