ЕФРЕМ, НИКИФОР (ум. в 1617 г.), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА (ум. в 1636 г.), НЕСТОР - Страница 2

Родители безуспешно просили юношу вернуться домой. Однажды во время чтения любимого Никифором Жития Марка Фракийского Никифор вскочил, снял с себя пояс и обувь и «во единой свитце серой потече в лес внутрь острова». 12 лет он жил отшельником, после чего принял постриг от пустынника иеромонаха Мисаила и провёл в пустыне ещё три года до кончины в 1617 г. В пятой повести сообщается, что при соловецком игумене Рафаиле (1632–1636 гг.), около 1632 г., в десяти верстах от монастыря и в шести–семи верстах от монастырского селения Реболда в лесах жили несколько особо строгих отшельников, «о нихже никтоже ведяше, токмо един промышляя о них Бог и неции боголюбивии иноци». Из этих пустынножителей по именам исследователям известны преподобные Адриан Соловецкий, Нестор и Савва (о последнем сообщается, что он был трудником в Соловецком монастыре, затем «отъиде в пустыню... идеже подвизася на диавола жестоко 11 лет»). Преподобные Нестор и Савва были похоронены близ Дамиановой пустыни. Помимо названных преподобных в лесах и близ озёр на Большом Соловецком острове жили и другие пустынники, имена которых исследователям неизвестны. В четвёртой повести рассказывается о «некоем пустынножителе, иже подвизашеся на Соловецком острове и многия от бесов претерпе напасти и биения, питаяся мохом белым квашеным с брусникою». О нём известно со слов Кирика Соловецкого (ум. в 1656 г.), встретившего отшельника в лесу. Пустынножитель рассказал, что он пребывал здесь уже больше десяти лет. В первые три года его жестоко преследовали бесы, принимавшие обличье разбойников, но он получал утешение в явлениях светолепных старцев, укреплявших отшельника и подававших ему просфору и хлеб. Пустынножитель упомянул брата, жившего неподалёку, и другого, недавно преставившегося, но и их имён не назвал. Согласно преданиям, которые отразились в четвёртой повести, отшельники жили и на Анзерском острове. Инок Киприан Простота видел старца-пустынника, который шёл по водам озера, другие насельники Анзерского Елеазарова во имя Святой Троицы скита также утверждали, что были свидетелями чудесных явлений отшельников. «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких...» было использовано Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика. Тот же автор включил имена Соловецких преподобных в опубликованный им в следующем году Архангельский патерик. Канонизация Соловецких преподобных совершилась включением их имён в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г.; празднование Собору подтверждено в 1981 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова), и в Собор Соловецких святых, учреждённый в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В иконописном подлиннике 1820 гг. (Российская национальная библиотека) под 3 августа упомянут без описания облика Никифор, подвизавшийся «на устье реки на брезе моря-окияна». В современных композициях Соборов Соловецких святых встречаются образы пустынников, в частности, на иконе (около 2005 г.) из церкви великомученика Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого монастыря) в верхних рядах представлены оплечно, в монашеской одежде и в куколе преподобные Ефрем и Севастиан, с куколем на плечах преподобные Нестор, Савва, Тихон. Имена многих пустынников без прямого соотнесения с изображениями написаны на полях иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев» начала XXI в. из алтаря этого храма.



 
PR-CY.ru