Словарь по христианству Е ЕПИПОДИЙ и АЛЕКСАНДР

ЕПИПОДИЙ и АЛЕКСАНДР

ЕПИПОДИЙ и АЛЕКСАНДР (ум. в 178 г.?) – мученики (память в Западной церкви 22 и 24 апреля), пострадавшие в городе Лугдуне (ныне Лион, Франция). Епиподий и Александр впервые упоминаются в проповеди на день памяти мучеников, которая сохранилась в составе так называемого сборника Евсевия Галликана. Проповедь была составлена в Лугдуне в середине или во второй половине V в., по мнению исследователей, Евхерием или Патиентом. Она состоит из восхвалений мучеников, конкретных сведений о Епиподии и об Александре в проповеди почти нет. Мученики названы «победными знамёнами нашей Церкви» («tropaea Ecclesiae nostrae») и сравниваются с апостолами Петром и Павлом. Составитель проповеди подчеркнул особое почитание Епиподия и Александра в Лугдуне.  Сохранилось Мученичество (Passio) Епиподия и Александра, состоящее из двух частей и предназначенное для чтения в дни их памяти. После краткого риторического предисловия следует рассказ о гонении в Лугдуне, сведения о котором заимствованы из «Церковной истории» Евсевия, епископа Кесарии Палестинской. Знатные юноши Епиподий и Александр, испугавшись мучений, покинули город и укрылись в хижине одной вдовы-христианки. Александр был греком, Епиподий – уроженцем Лугдуна. Они вместе выросли, получили образование и приняли крещение. Вскоре юношей обнаружил сыщик (inquisitor), схватил их и отвёл в темницу. При аресте Епиподий потерял сандалию, впоследствии вдова хранила её как святыню. Через три дня юношей доставили к судье на допрос. Епиподий и Александр исповедали себя христианами, что привело в ярость судью и собравшуюся толпу. Приказав увести Александра, судья обратился к младшему из мучеников и начал уговаривать его отречься от веры, угрожая пытками. Епиподий объяснил, что не следует предпочитать «рабство тела» «владычеству души». Красноречивый ответ вызвал гнев у судьи, и он ударом кулака выбил Епиподию зубы, а затем приказал пытать. Под рёв толпы, требовавшей побить Епиподия камнями или рассечь его по частям, мученика увели и отсекли ему голову. На второй день после казни Епиподия судья «возжаждал крови блаженного Александра». После краткого спора с судьёй мученик был высечен или избит палками, однако не отрёкся от Христа. Судья приказал привязать Александра к кресту и нанести ему глубокие раны, после чего мученик скончался. Христиане тайно вынесли тела казнённых и похоронили на холме за городом. Мученичество завершается рассказом о чудесных исцелениях, происходивших по молитве у сандалии Епиподия. Дата мученической кончины Епиподия и Александра приходится на период гонений на христиан при императоре Марке Аврелии (161–180 гг.).

 



 
PR-CY.ru