«ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ» - Страница 2

Исследователи отмечают, что в «Евгениевской Псалтыри» последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает три типа согласных звуков по твёрдости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболгарской чертой исследователи называют отсутствие йотации. Ярким болгаризмом они считают также передачу через «эфиопьска». Среди других древних особенностей исследователи называют преобладание нестяжённых форм прилагательных и имперфекта. Редким для древнерусской традиции называют случай простого аориста, который также указывает на архаический, скорее, западно-болгарский, языковой ареал: «они перешли». Русификация орфографии проявляется в нескольких группах фактов. Ярким отражением древнерусского языкового состояния исследователи называют последовательное сохранение «ъ» и «ь» в слабой позиции, что выделяет «Евгениевскую Псалтырь» из ряда древнерусских книжных памятников XI в., в которых с опорой на южнославянскую традицию слабые «ъ» и «ь» последовательно пропускаются. В древнерусском языке утрата «ъ» и «ь» началась только в XII в., и «Евгениевская Псалтырь» отражает восточнославянскую языковую особенность. Что сохранение «ъ» и «ь» является древнерусской чертой, а не свидетельством архаического западно-болгарского языкового состояния, исследователям становится ясным из многочисленных случаев вокализации «ъ» и «ь» в сильной позиции. «Евгениевская Псалтырь» является древнейшим списком редакции славянской Псалтири с толкованиями, приписываемыми Александрийскому епископу Афанасию I Великому, но в действительности принадлежащими Исихию Иерусалимскому. Кроме «Евгениевской Псалтыри» из древнерусских списков к этой редакции исследователи относят утраченную Слуцкую (XI в.) и Толстовскую Псалтири (XII в.), из среднеболгарских – Болонскую (XIII в.) и Погодинскую (XIII в.) Псалтири. В отличие от большинства названных рукописей, сохраняющих черты влияния древних славянских редакций Псалтири, «Евгениевская Псалтырь» является наиболее типичным представителем указанной редакции. Языковые данные «Евгениевской Псалтыри» позволяют исследователям локализовать место появления редакции Псалтири с толкованиями Афанасия Великого в Западной Болгарии и связать с деятельностью охридской книжной школы.



 
PR-CY.ru