ЕФИМОВ Николай Ефимович

ЕФИМОВ Николай Ефимович (1799–1851 гг.) – архитектор, исследователь древнерусского зодчества, рисовальщик. Воспитывался в семье помещика Ефима Григорьевича Заплатина, как полагают исследователи, был его внебрачным сыном от крепостной Анисьи Леонтьевой. В 1806–1821 гг. учился в императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, где определилось его дарование рисовальщика. Тогда же выполнил гравюры для изданий «Краткие сведения о вновь построенных при Академии художеств зданиях» (СПб., 1820 г.) и «Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 гг.» (СПб., 1824 г., три части) Егора Фёдоровича Тимковского, а также виды ряда столичных храмов (Казанского собора, церкви великомученицы Екатерины). В течение последних шести лет в Академии Художеств изучал только архитектуру, при выпуске получил аттестат первой степени и большую золотую медаль за проект Музеума – «Храма собрания трёх знатнейших художеств» в стиле классицизма, преподавал в Академии Художеств. В 1826 г. был направлен президентом Академии Художеств Алексеем Николаевичем Олениным в Киев для обмера фундаментов Десятинной церкви, где Н.Е. Ефимов предпринял первую в России попытку воссоздания (так называемой реставрации) храма на основании исторических и археологических материалов в формах византийской, или «древней киевской», архитектуры: в виде однокупольной церкви с обширными хорами. Император Николай I проект не утвердил, и церковь впоследствии была построена Василием Петровичем Стасовым. В 1826–1827 гг. побывал в Москве и Новгороде для изучения древнерусcкого церковного зодчества. В 1827 г. по постановлению Совета Академии Художеств Н.Е. Ефимов отправился в Италию на три года, но прожил там до 1840 г., занимаясь изучением, зарисовкой и реставрацией древних памятников (в том числе римского храма Юпитера Громовержца и «дома трагического поэта» в Помпеях). Участвовал в проектировании ряда домов и усадеб, в 1830 г. создал проект соборной православной церкви Николая Чудотворца. С мая по октябрь 1835 г. вместе с меценатом Владимиром Петровичем Орловым-Давыдовым и художником Карлом Павловичем Брюлловым был в Греции и Малой Азии, «снимая виды с мест и строений», в частности, выполнил фасад, разрез и предварительные обмеры храма Святой Софии в Константинополе и карту Афона с изображениями монастырей. Рисунки Н.Е. Ефимова заслужили похвалы Жана Огюста Доминика Энгра и Бертеля Торвальдсена, а также великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича. В 1840 г. вернулся в Россию и 29 сентября был удостоен звания академика, в 1842 г. избран почётным вольным общником Академии Художеств, в 1844 г. стал профессором Академии Художеств второй степени. Будучи знатоком древнерусской архитектуры, в самостоятельном творчестве Н.Е. Ефимов проявил себя как представитель историзма, прежде всего, неоренессанса и тоновского (русско-византийского, как называли его современники) стиля.

 



 
PR-CY.ru