Словарь по христианству Е ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН и АКИЛА

ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН и АКИЛА

ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН и АКИЛА – мученики Трапезундские (память 21 января). Пострадали в городе Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) при императорах Диоклетиане и Максимиане (284–305 гг.). В византийской агиографической традиции (Синаксарь Константинопольской церкви конца X в., Типикон Великой церкви IX–X вв., Минологий Василия II конца X – начала XI вв. и др.) жизнеописания этих святых объединены, Евгений является главным героем сказаний. Существуют три традиции написания имени Кандид: Канидий (в большинстве агиографических текстов), Кандид (в большинстве списков Синаксаря Константинопольской церкви) и Канид (в некоторых рукописях Синаксаря Константинопольской церкви). Сохранилось несколько основных агиографических текстов, повествующих о Евгении и других мучениках. Наиболее полное собрание содержится во второй части кодекса второй половины XIV в. из афонского монастыря преподобного Дионисия. Критическое издание этих текстов подготовил Я.У. Розенквист. В корпус текстов, посвящённых четырём мученикам, входят произведения разного времени (рассматриваются в порядке расположения в кодексе). 1. Энкомий мученикам, написанный Константином Лукитом (ум. в 1340 г.), придворным (протовестиарием) Алексея II Великого Комнина, императора Трапезундского. Его текст составлен на основе Мученичества святых, которое сохранилось в двух греческих и в краткой армянской редакциях. Одно из греческих Мученичеств Евгения было составлено неизвестным автором, как полагают исследователи, в позднеантичное время по принципу заимствования из других подобных рассказов о мучениках в эпоху гонений. Другое Мученичество – его переработка, сделанная Константинопольским патриархом Иоанном VIII Ксифилином (1064–1075 гг.). По мнению исследователей, Константин Лукит опирался на последний текст. В Энкомии содержатся сведения о политической и религиозной ситуации в Трапезунде в первой половине XIV в., пространный рассказ о борьбе Евгения с культом божества Митры и о разрушении посвященного ему святилища возле горы Митрион (ныне Бозтепе) под Трапезундом. 2. Мученичество Евгения и Описание чудес Евгения, написанные патриархом Иоанном VIII Ксифилином, уроженцем Трапезунда, между 1028 и 1030 гг. Он выступает как очевидец некоторых посмертных чудес или пересказывает свидетельства непосредственных очевидцев; другие чудеса, включённые патриархом Иоанном в Описание, были составлены ранее, и их текст хранился в монастыре Евгения. Этот текст был стилистически и содержательно унифицирован патриархом Иоанном, который также является автором двух канонов Евгения. 3. Слово на рождество мученика Евгения Трапезундского митрополита Иосифа (1364–1367 гг.; в миру Иоанн Лазаропул; около 1310 – 1369 гг.), и Собрание чудес митрополита Иосифа Лазаропула (1367–1369 гг.?).

 



 
PR-CY.ru