ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Во второй половине XIX – начале XX вв. Днепрская икона стала одной из часто встречающихся Богородичных икон в искусстве Гуслицы. В начале XX в. её список был чтимой святыней московского старообрядческого храма в Малом Гавриковом переулке. На фотоснимках интерьера этого храма, сделанных вскоре после его открытия, Днепрская икона находится у царских врат и на выносной хоругви. В настоящее время исследователям неизвестно, где хранятся эти списки. Все выявленные случаи почитания Днепрской иконы имели место в среде старообрядцев, принимавших священство (Белокриницкое, Беглопоповское, Часовенное и Лужковское согласия). Единственным письменным источником, содержащим фрагментарные сведения о происхождении Днепрской иконы, является канон Пресвятой Богородице Днепрской в списке начала XIX в. из Покровского собора на Рогожском кладбище. Из канона следует, что икона «божественою силою» была сохранена «во граде Корсуне, а ныне явися в концех Росийския земли», в Киеве. Храм, где находился образ («освященней бывши Твоей церкви»), «погоре от огня», но икона чудесно, «яко солнце светящася, в пепеле обретеся сохранена». В поэтическом плане канон подражает канону Казанской иконе Божьей Матери (этот канон, известный исследователям по первопечатному изданию конца XVI в., является «переадресовкой» канона Смоленской иконе). Таким образом, 1650 год, когда было установлено общероссийское празднование Казанской иконе, может быть назван в качестве самой ранней вероятной даты составления канона Днепрской иконе. XVII век был временем наивысшего расцвета украинской мариологической письменности; явления и чудеса Богородицы собирались, систематизировались, воспроизводились с дополнениями в более поздних сочинениях. Однако в литературе этого и последующих периодов упоминаний о Днепрской иконе нет. Хотя в каноне воспевается «богоспасаемый град Киев», по языковым признакам исследователи заключают, что он был написан великороссом. Исследователи полагают, что канон связан с реальными событиями малороссийской истории середины XVII в. В песни шестого канона «Всяк град празднует и веселится в Твой честныи праздник, паче же и ныне новыи Корсунь, богоспасаемыи град Киев, в нарочитом празднице честнаго Твоего образа, воспевает зовуще, радуися, Дево Чистая» упоминаемый «новыи Корсунь» может являться не Херсонесом, а Корсунем (современный Корсунь-Шевченковский, Черкасская область) – местом одной из крупных побед Богдана Хмельницкого. В настоящее время исследований о написании канона и о том, был ли он первоначально посвящён иконе, которая впоследствии в старообрядчестве называлась «Днепрская», нет.



 
PR-CY.ru