ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ известна в сохранившихся старообрядческих списках с конца XVIII в., один из вариантов извода Корсунской иконы Божьей Матери. Со второй половины XVII в. до конца XIX в. в России как чудотворные прославились многие списки Корсунской иконы, представляющей оплечное изображение Богоматери с Младенцем типа «Умиление». Несмотря на общее сходство иконографии Днепрской иконы с иконографией Корсунской иконы, в том числе свиток в ручке Младенца Христа, Днепрская икона имеет особенность – сложение пальцев правой руки Богоматери, где мизинец согнут. Предложенную Виктором Михайловичем Сорокатым интерпретацию этого перстосложения как именословного жеста исследователи считают сомнительной, т.к. для греков и русских (после реформы патриарха Никона) именословие являлось образом священнического благословения, и на иконе Божьей Матери было неуместным. Понятие об именословии (т.е. изображении в перстосложении монограммы Христа) впервые появилось в конце XV в. у греческого церковного писателя Николая Малаксы. Однако исследователям известно, что этот жест имеет античную предысторию и использовался ораторами для привлечения внимания слушателей. Он описан, в частности, в трактате Квинтилиана «Institutio oratoria» («Риторические наставления»). В византийской иконописи жест также сохранил значение словесного обращения, проповеди (например, жест пророков). Исследователи предполагают, что именно такое значение он имеет в Днепрской иконе. Таким образом, перстосложение Богоматери и жест Младенца Христа символизируют беседу и тесную связь Матери с Сыном, характерно, что Богомладенец изображён с отведённым в сторону мизинцем. Один из ранних датированных сохранившихся списков Днепрской иконы находится в старообрядческом храме в честь Рождества Христова в деревне Андроново Павлово-Посадского района Московской области. Младенец Христос изображён на правой руке Богородицы. На обороте иконы есть надпись чернилами: «Написася сей святый образ Пресвятыя Богородицы Днепрския в лето от воплощения Бога Слова 1801 года мерою и подобием точна с чюдотворнаго что каторай и доныне обретается в Керженце в Камаровском скиту». О происхождении Керженской чудотворной иконы, по мнению исследователей, появившейся в Комаровском скиту задолго до 1801 г., а также о событиях, которые дали повод к её почитанию, и чудотворениях сведений не сохранилось. Исследователи полагают, что именно эту икону упоминает в романе «В лесах» Павел Иванович Мельников-Печерский под видом древней Корсунской иконы Божьей Матери, перед которой в келье «матери Манефы, игуменьи одной из Комаровских обителей… неугасимо теплилась серебряная лампадка».

 



 
PR-CY.ru