ДОНАТЕЛЛО - Страница 2

Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472 гг.) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII; 1424–1427 гг.), которое находится в Баптистерии собора. Надгробие делится на три яруса. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с Младенцем. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Такой тип надгробия, появившийся в XIII в., получил широкое распространение в XV в. В выполненном из терракоты и раскрашенном бюсте Никколо да Удзано (около 1432 г.) Донателло создаёт первый скульптурный портрет эпохи Ренессанса. Обращаясь к римским портретным скульптурам, автор изобразил своего героя, банкира и видного политического деятеля Флоренции, в античных одеждах как римского гражданина. В 1431–1432 гг. Донателло вместе с Брунеллески едет в Рим. Там они знакомятся с античным искусством, занимаются обмерами и раскопками. Эта поездка оказала сильнейшее влияние на дальнейшее творчество Донателло. Бронзовая статуя Давида (около 1430 – 1433 гг., Национальный музей, Флоренция) создана Донателло под влиянием античных образцов. Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнажённое мужское тело так, как это делали мастера античного мира. Обнажённый Давид (1,58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Перед нами предстаёт мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, в правой руке он держит меч, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа. Статуя Давида, созданная как навершие фонтана, который стоял во дворе дворца Медичи, была обозрима со всех сторон. Это – ещё одно новшество, введённое Донателло. Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, поэтому была рассчитана на одну точку зрения. В 1495 г. скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, в 1777 г. передали в Галерею Уффици, а оттуда в Национальный музей. В 1430 гг. для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создаёт Алтарь Кавальканти (4,20×2,50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру; 1433–1439 гг., Музей собора, Флоренция) для собора Санта Мария дель Фьоре. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.

 



 
PR-CY.ru