ДОНАТЕЛЛО - Страница 4

Донателло создаёт великолепный портрет, передающий яркие индивидуальные черты, в то же время – это типичный герой эпохи Возрождения, мужественный, уверенный в себе человек. В 1453 г. Донателло вернулся во Флоренцию. В его работах этого периода прослеживается печаль, усталость, трагичность. Образцом позднего стиля Донателло является статуя Магдалины (1453–1455 гг., Музей собора, Флоренция), выполненная из дерева, и с 1500 г. установленная в баптистерии собора Санта Мария дель. Автор показывает изнурённую, обезображенную лишениями старуху, чьё лицо потрясает своей экспрессией. Мрачное и тревожное настроение, тема старости и страданий звучит в этой скульптуре. Донателло получает заказ для двора палаццо Медичи и отливает из бронзы большую скульптурную группу Юдифь, отсекающая голову Олоферну (около 1455–1460 гг.). Автор создаёт свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Несмотря на героический поступок, совершаемый Юдифью, её образ оказался бессильным, надломленным. Скульптура была создана как навершие фонтана во дворце Медичи, в 1495 г. после изгнания Медичи из Флоренции была поставлена перед входом в палаццо Веккио, в 1504 г. её переместили в лоджию деи Ланци, расположенную рядом с палаццо Веккио, на площади Синьории. В 1986 г. проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Последняя работа Донателло – две кафедры для церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Работа была начата около 1460 г. и закончена уже после смерти Донателло его помощниками около 1470 г. Кафедры (2,80×2,92 м) выполнены из бронзы и украшены рельефами, пять из которых северной кафедры посвящены истории Страстей Христовых, а шесть южной кафедры украшают эпизоды из Мистических преображений Христа. Последним работам мастера, несмотря весь пессимизм и драматизм созданных образов, присуща большая человечность и одухотворённость. Донателло – первый скульптор эпохи Возрождения, отошедший от средневековых традиций. Он положил начало скульптурному портрету, показу богатства индивидуальности человека, вновь обратился к античным идеалам, решил проблему устойчивой постановки фигуры, возродил изображение обнажённого тела в скульптуре, создал первый светский памятник, новый тип надгробия, стал использовать в своих произведениях линейную перспективу.



 
PR-CY.ru