ДАН - Страница 2

Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Дана (Суд. 13:2, 24). Сопоставив упоминание у Дана кораблей (Суд. 5:17), а также обилие прямых и косвенных свидетельств о распространённости на этой территории языческих культов, некоторые учёные писали о смешении представителей колена Дана с «народами моря» и филистимлянами. Загадочным остаётся для них происхождение священства в колене Дана: в отдельных рукописях Суд. 18:30 Ионафан называется потомком Моисея, в других – Манассии. Это не единственный случай разночтения, связанного с именем Дана (например, в 2 Пар. 2:13 упоминается умелый ремесленник Хирам, сын тирянина и данитянки, но в 3 Цар. 7:13–14 его матерью называется вдова из колена Неффалимова), что, как полагают исследователи, может служить указанием на систематически вносившиеся исправления, вызванные негативным отношением к имени или к потомкам Дана, которые могли ассоциироваться с уклонением в язычество. Во всяком случае, уже у Деметрия Хронографа наблюдаются пропуск имени Дана при перечислении сыновей Иакова и замена Дана дочерью Диной, а в единственном месте, где Деметрий всё же упоминает Дана, тот называется сыном Лии. В межзаветной литературе тема отступления Дана от веры в Единого Бога получает развитие. В «Завещаниях двенадцати патриархов» (христианское сочинение, которое основано на иудейских источниках) говорится, что в последние дни потомки Дана отступят от Господа и будут враждовать с потомками Левия и Иуды. Более того, со ссылкой на праведного Еноха утверждается, что Дан – сатана. Однако в книгах Еноха в настоящее время такой текст не встречается (в 1 Енох. 13:7 упоминаются лишь «воды Дана» как место, где Енох получил откровение об осуждении падших Стражей, возможно, в связи с этимологией имени Дана). Тем не менее, потомки Дана обратятся к Господу и будут помилованы. Негативная оценка Дана содержится в «Житиях пророков» (I в. н.э.), где колено Дана объявляется виновным в пленении и рассеянии народа. Исследователи полагают, что истоки таких представлений следует усматривать в пророчествах Иер. 1:14 («от севера откроется бедствие») и Иер. 8:16–17. В раввинистической традиции наряду с учением об апостасии Дана встречаются утверждения, что матерью Мессии будет женщина из колена Дана. Для христианской традиции особое значение имеют благословения и пророчества, связанные с Даном. Слова патриарха Иакова о том, что Дан «будет судить народ свой», традиционно истолковываются либо как пророчество о Судии мира Иисусе Христе, либо как указание на пришествие из колена Дана антихриста, хотя в буквальном смысле эти слова исполнились уже в связи с судьёй Израиля Самсоном. То, что Дан называется «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт. 49:17), указывает не только на антихриста, но и на предателя Иуду, а также на те искушения, которые будут претерпевать верные, вставшие на узкий путь спасения во Христе, и на их готовность со смирением переносить земные трудности, что позволяет проводить параллель со словами апостола Павла о жале в плоти (2 Кор. 12:7). Если всё пророчество относится ко Христу, то слова о змее сопоставляются с Числ. 21:4–9. Колено Дана не упоминается в Откр. 7:4–8 среди 144 тыс. «запечатлённых», что отмечает уже Ириней Лионский, интерпретируя слова пророка Иеремии о Дане как о родоначальнике антихриста. По мнению Андрея Кесарийского, оно заменено коленом Левииным. Большинство современных учёных полагают, что место колена Дана в Апокалипсисе заняло колено Манассии. Имя колена Дана читается в бохайрском переводе Откр. 7:6.



 
PR-CY.ru