ДАН

ДАН – пятый сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноимённого колена, именем которого были названы территория и город в Палестине (память в Соборе святых отец и в Соборе святых праотец). Дан родился от Валлы, служанки Рахили, жены Иакова, которая не могла тогда иметь детей. Рахиль усыновила Дана и нарекла ему имя (Быт. 30:1–6). Этимология имени раскрывается в пророчестве Иакова, который, благословляя своих сыновей, объявил, что Дан «...будет судить народ свой, как одно из колен Израиля» (Быт. 49:16). На основании этого пророчества имя Дана традиционно понимается как производное от имени Даниил, что означает «Бог судил» или «Бог – мой судья» (Иосиф Флавий приводит иную этимологию – «Божье решение»). В генеалогических списках Дан занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт. 35:25; 46:23–25; Исх. 1:4), но иногда отдельно (1 Пар. 2:2). Его имя стоит на четвёртом (Числ. 34:22), на пятом (Быт. 30:6; Нав. 21:5, 23–24), на седьмом (1 Пар. 2:2), на одиннадцатом (Быт. 46:23), на двенадцатом (1 Пар. 27:22) местах, но чаще на девятом (Быт. 35:25; Числ. 1:38–39; 2:25–26; 7:66–71; 10:25; 13:12; 26:42–43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на шестом месте (Иез. 48:32). Такую нестабильность исследователи объясняют изменением религиозно-политического положения Дана в момент написания той или иной книги Ветхого Завета (поэтому имя Дана исчезло из 1 Пар. 2–8). Согласно книге Исход, Дан вместе с братьями перешёл в Египет (Исх. 1:4). В Ветхом Завете упоминается имя лишь одного его сына – Хушима (Быт. 46:23), или Шухама (Числ. 26:42). Колено Дана играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Дана – Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх. 31:6; 35:34; 36:1–2). После постройки скинии другой потомок Дана – Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для других колен (Числ. 7:66–71). Согласно Суд. 18:11, при получении своего удела колено Дана смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ. 1:39 и 26:42 называются цифры иного порядка – 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т.е. колено Дана оказывается вторым по численности после колена Иуды). Некоторые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков, либо тем, что еврейское слово «елер» следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд». Во Втор. 27:13–26 потомки Дана упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Дана сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор. 33:22). По мнению Ф.М. Кросса и Д.Н. Фридмана, «базан» здесь следует переводить как «ехидна», а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «Который отпрыгнет от ехидны (или перепрыгнет ехидну)». Такой перевод позволяет исследователям проводить аналогии с пророчеством Быт. 49:17. Удел колена Дана граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке – с уделом колена Вениамина, на юге – с уделом колена Иуды. На его территории было несколько левитских городов (Нав. 19:40–46; 21:5, 23 и др.). За эти земли колену Дана пришлось вести войны с филистимлянами.

 



 
PR-CY.ru