ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 21

В 1984 г. в Дублине было принято «Дублинское согласованное заявление» (The Dublin Agreed Statement – «Anglican-Orthodox Dialogue». L., 1985 г.), которое состояло из соглашений по трём разделам: «Тайна Церкви» (о таинствах, признаках и свойствах истинной церкви), «Вера в Пресвятую Троицу» (о молитве, святости, благодати Божьей и о Filioque; соглашаясь с незаконностью Filioque, англикане, ссылаясь на мнение некоторых св. отцов, настаивали, что эта формулировка может быть принята как теологумен), «Богослужение и Предание» (о почитании икон и святых, о молитвах за умерших). Если на Ламбетской конференции 1888 г. англиканские богословы заявляли, что иконопочитание является препятствием к сближению церквей, то в 1984 г. они не возражали против православного учения об иконах. Достигнув согласия о сущности Священного Предания как о действии Святого Духа в жизни церкви, которое предполагает свободу и разнообразие в рамках единой для всех традиции, делегаты не пришли к единому мнению по вопросу о границах этой свободы. Англикане, принимая решения семи Вселенских соборов, большее значение придавали первым четырём, с чем православная сторона согласиться не могла. Наиболее острой стала дискуссия о единстве и святости церкви. Англикане заявили, что церковь, в которой «благодать Христова врачует её грешных чад, сама является ареной борьбы греха и благодати и потому в своё время подверглась разделениям». Православные делегаты отвечали, что «греховность членов Церкви нельзя признавать свойством самой Церкви» и что православная церковь является истинной и неделимой. Третье Предсоборное всеправославное совещание (1986 г.) признало работу, проделанную СПАБК, удовлетворительной, отметив, однако, что подписанное в Москве (1976 г.) соглашение относительно изъятия Filioque из Символа веры не нашло понимания у большинства церквей Англиканского содружества, так же как и выступление православных членов комиссии против хиротонии женщин (Афины, 1978 г. и последующие). В 1989 г. комиссия, которая стала называться Международной комиссией англикано-православного богословского диалога (The International Commission of the Anglican-Orthodox Theological Dialogue), собралась в Новом Валааме (Финляндия). На встрече была составлена программа следующего этапа диалога, основные темы которого теперь сосредоточились вокруг доктрины о церкви. В 1998 г. в Бухаресте комиссия приняла промежуточные соглашения «Троица и Церковь», «Христос, Дух и Церковь» и «Христос, человечество и Церковь», которые были представлены Ламбетской конференции и православным церквам. На заседании комиссии в Солсбери (Великобритания, 1999 г.) было начато изучение доктрины церкви о природе и авторитете епископского служения и вопросов соборности и первенства. В 2001 г. в городе Волос (Греция) комиссия завершила рассмотрение таинства Священства и его уникальной связи с Первосвященством Христа, а также с другими служениями в церкви и опубликовала согласованный документ под названием «Епископство, епископ и первенство». В 2002 г. в Абергавенни (Уэльс, Великобритания) было принято предварительное согласованное заявление «Священство, Христос и Церковь», и началась дискуссия о женском священстве, которая продолжилась в Аддис-Абебе (2003 г.).

 



 
PR-CY.ru