ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА - Страница 2

Таким образом, делают вывод исследователи, если вслед за Ассемани предположить, что первую редакцию своего сочинения Дионисий составил в 775 г., а вторую – около 845 г., то во время составления второй редакции ему было, по крайней мере, около ста лет, а это вряд ли возможно. Следовательно, хроника Дионисия была написана примерно за 70 лет до «Хроники» Дионисия неизвестным автором. Большая заслуга в деле изучения источников хроники Дионисия принадлежит также Александру Петровичу Дьяконову (1873–1943 гг.), который проанализировал соотношение сведений этого памятника и данных «Церковной истории» Иоанна Эфессокого, сочинений Захарии Ритора, Иоанна Малалы и др. Хроника Дионисия распадается на четыре части. Первая начинается от Сотворения мира и заканчивается временем византийского императора Константина I Великого, основываясь, главным образом, на «Хронике» Евсевия Кесарийского. Вторая часть, опирающаяся на «Церковную историю» Сократа Схоластика, доходит до правления императора Феодосия II (408–450 гг.). Третья доведена до царствования императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.), имеет источником вторую часть «Церковной истории» Иоанна Эфесского. Четвёртая часть представляет период от правления императора Юстиниана I до времени жизни автора. Кроме того, в хронику Дионисия включена «Хроника» Иешу Стилита и письмо Симеона Бет-Аршамского о Химьяритских мучениках. В целом хроника Дионисия охватывает 5974 года всемирной истории, значительное число которых заполнено хронологией библейских патриархов и списками правителей. Изложение современному автору событий начинается с 1040 г. селевкидской эры (т.е. с 728–729 гг. н.э.), а заканчивается 1085 г. (октябрь 773 г. – сентябрь 774 г.). Таким образом, последняя часть хроники Дионисия, составляющая примерно треть объёма, занимает приблизительно 45 лет. Наиболее точной датой завершения работы над хроникой Дионисия является сентябрь 775 г., поскольку, сообщая об обстоятельствах написания последней части хроники, автор упомянул о восшествии на престол византийского императора Льва IV (сентябрь 775 г.), но не сказал о смерти в октябре того же года халифа Мансура. Первые три части, написанные на основании письменных источников, повествуют, главным образом, о важных церковных и политических событиях, участниками которых были библейские патриархи, пророки, первосвященники, церковные иерархи, цари, императоры и прочие знаменитые люди.

 



 
PR-CY.ru