ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ - Страница 4

В 1932 г. церковь Воскресения словущего также была закрыта. Оппозиция архиепископа Феодора и его сторонников по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя первоначально была достаточно умеренной. Стараясь обособиться от митрополита Сергия, архиереи-«даниловцы» самоустранились от участия в церковном управлении, пребывая формально на покое, хотя при возможности продолжали тайно окормлять паству. При этом они не пытались, подобно сторонникам митрополита Иосифа, создавать самостоятельные церковные структуры. В связи с этим на «даниловцев» не накладывалось мер церковного прещения со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Синода. Сомнительными выглядят утверждения, будто бы члены Даниловской группы непоминающих являлись организаторами и вдохновителями основных оппозиционных выступлений против митрополита Сергия и уже совершенно безосновательны встречающиеся в литературе упоминания об их участии в проведении в 1928 г. так называемого Кочующего собора. В то же время архиереи-«даниловцы» активно участвовали письменно, а иногда и при личных встречах в обсуждении «непоминающими» вопросов церковной жизни, в выработке общих взглядов на происходящие в церкви и стране события. Исследователи считают вполне вероятным, что резкое усиление в СССР в 1930 гг. антицерковной борьбы вопреки возникшим после «Декларации» 1927 г. надеждам повлияло на ужесточение линии «даниловцев» по отношению к митрополиту Сергию. Однако из-за недостаточности имеющихся источников (в частности, из-за отсутствия в следственных делах подлинных текстов писем архиепископа Феодора) «выяснить до конца церковную позицию главы даниловцев на данный момент не удаётся». Наметившаяся в 1933–1934 гг. активизация организационной деятельности «непоминающих» была прервана новыми репрессиями со стороны властей. В связи с делом митрополита Кирилла (Смирнова) в августе 1934 г. был вновь арестован епископ Дамаскин (Цедрик), а в ноябре – епископ Парфений (Брянских) и архиепископ Феодор (Поздеевский). В том же году были увеличены сроки заключения находившимся в лагерях епископам Амфилохию (Скворцову) и Иоасафу (Удалову). Эпизодические контакты между бывшими насельниками Данилова монастыря органы государственной безопасности использовали как повод для их дальнейшего преследования. В 1937 г. архиепископ Феодор (Поздеевский) был доставлен из ссылки в Коми АССР в Иваново, где проходило следствие по делу «о контрреволюционном иноческом братстве князя Даниила». По этому же делу проходили бывшие насельники Данилова монастыря архимандриты Симеон (Холмогоров) и Поликарп (Соловьёв), игумен Алексий (Селифонов), иеромонах Игнатий (Бекренёв), иеродиакон Анания (Алексеев) и др. Все они были расстреляны осенью 1937 г. Тогда же в Калинине (ныне Тверь) были казнены многие бывшие члены даниловской братии, в том числе епископ Григорий (Лебедев) и архимандрит Стефан (Сафонов). В том же году были расстреляны епископы Амфилохий (Скворцов), Иоасаф (Удалов) и Дамаскин (Цедрик). В 1938 г. мученически оборвалась жизнь епископа Парфения (Брянских). Так Даниловская группа непоминающих прекратила существование. Утверждения о тайно хиротонисанных епископах «даниловской иерархии», якобы продолжавших свою деятельность нелегально в катакомбном движении вплоть до настоящего времени, вызывают у исследователей обоснованные сомнения.



 
PR-CY.ru