ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ - Страница 12

На пути в Никею, где должна была совершиться его митрополичья хиротония, осенью-зимой 1245/1246 гг. Кирилл участвовал в брачно-политических переговорах Романовичей с венгерским королём, спустя некоторое время завершившихся браком Льва Даниловича с венгерской принцессой Констанцией. Поставленный в 1246/1247 гг., митрополит вернулся на Русь, как полагают исследователи, между 1247 и 1249 гг. и в 1250 г. отправился в епархии Северо-Восточной Руси, где, в частности, действовал в интересах Даниила Романовича: зимой 1250/1251 гг. обвенчал Владимирского великого князя Андрея Ярославича с дочерью Даниила Романовича (несмотря на близкую степень родства между ними). Насколько всеобъемлющим было влияние правителей Галицко-Волынской Руси на назначения архиереев в пределах их княжеств, показывает поставление на Владимиро-Волынскую кафедру Никифора Станила, который прежде был слугой Василька Романовича. Даниил Романович не колебался преодолевать сопротивление духовенства, даже высшего. Об этом свидетельствует судьба Угровского епископа Иоасафа, который вопреки воле князя пытался занять митрополичий стол, в связи с чем по желанию князя был лишён кафедры, а центр епархии переместился в Холм. Во владениях Даниила Романовича существовало пять епархий, в том числе три на территории, находившейся под его непосредственной властью (Галицкая, Перемышльская, Холмская), две другие (Владимиро-Волынская и Луцкая) располагались во владениях его брата Василька. Источники отмечают существование на галицко-волынских землях нескольких православных монастырей: в Холме, Луцке, Столпье, Угровске, Владимире-Волынском, Жидичине, а также Лелесова, Синеводского, Полонинского монастырей, хотя исследователи предполагают, что в действительности православных обителей было больше. Летопись особо отмечает участие Даниила Романовича в строении и украшении храмов в Холме, где попечением правителя был воздвигнут и богато украшен собор во имя апостола Иоанна Богослова. Вскоре после 1241 г. князь построил в Дорогичине «церковь прекрасну святое Богородици». Как полагают исследователи, во время поездки в Орду между октябрём 1245 г. и весной 1246 г. Даниил Романович вывез из киевского Феодоровского монастыря, находившегося под патронатом его предков – потомков Мстислава Великого, в Холм иконы Спаса и Богородицы, а также из Овруча – икону Сретения. По повелению князя образы были украшены «каменьем драгым и бисером златым». Ко времени правления Даниила Романовича церковная традиция относит чудотворения от нескольких икон, например, от иконы Божьей Матери из Звенигорода, а также от икон Пресвятой Богородицы в Белзе и Холме (свидетельства о почитании двух последних образов сохранились от более позднего времени). Волынская летопись упоминает жившего на галицких землях в первой половине XIII в. игумена Полонинского монастыря Григория, духовного отца князя Войшелка. По мнению исследователей, не только политические мотивы, но и значительность галицко-волынского православного центра привели к тому, что Войшелк принял монашеский постриг при дворе Даниила Романовича и при помощи Галицкого князя пытался добраться до Афона.

 



 
PR-CY.ru