ДОКЕТИЗМ

ДОКЕТИЗМ (от греч. – казаться, представляться) – направление в раннем христианстве, близкое гностицизму, общее название ряда раннехристианских христологических учений, в рамках которых проблема соединения божества и человечества во Христе решалась в отличие от учения о воплощении посредством отказа от реальности человеческой природы Христа и признания её иллюзией. Согласно учению докетизма, Иисус Христос только казался телесным. По-видимому, характерной чертой таких учений было использование глагола «казаться» и различных производных от него для описания «иллюзорности» человечества Иисуса Христа. Словом «докеты» Климент Александрийский называл особую категорию еретиков, связывая это наименование с особенностями их богословия. Их главой, по словам Климента, был Юлий Кассиан, который, согласно Иерониму Стридонскому, утверждал, что плоть Христа была мнимой. По свидетельству Антиохийского епископа Серапиона, те, кого называли докетами, почитали Евангелие от Петра. Кроме того, о них упоминает Ипполит Римский, сообщая подробности их учения. Писатели более позднего времени используют это наименование менее определённо. Отношение Бога к  миру предстаёт в докетизме в образе семени, дерева и плода. По аналогии с тем, как семя вырастает в плод, так и Бог постепенно раскрывается в мире – вначале в умопостигаемом (интеллигибельном), а потом и в реальном (видимом). Внешний мир создан огненным Богом – Демиургом. Сам Демиург, по своей сути, является тьмой. В его тьме находятся сошедшие из мира, «охладившиеся» вечные идеи – души. По воле Демиурга души постепенно меняют свой облик. Так осуществляется переселение душ (метемпсихоз). Этому переселению душ кладёт конец лишь появление Спасителя, Который именуется Единородным. При этом Богочеловек в рамках докетизма рассматривается как призрачное существо. Древнейшими источниками, содержащими сведения о докетизме, как полагают исследователи, являются первое и второе Послания Иоанна. Представители опровергаемого в них учения оспаривали, «что Иисус есть Христос» (1 Ин. 2:22–23) и не исповедовали «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (2 Ин. 7; ср.: 1 Ин. 4:3). Противостоянием такого рода воззрениям некоторые комментаторы объясняют также характерный для Евангелия от Иоанна акцент на реальности плоти Иисуса Христа в воплощении, страданиях и после воскресения (Ин. 1:14; 6:51–58; 60–71; 19:34–35; 20:26–28). Бесспорным свидетельством о докетизме является полемика, которая содержится в посланиях Игнатия Богоносца. Согласно священномученику Игнатию, его противники отказывались признавать, что Иисус «носил плоть». В ответ на это Антиохийский епископ подчёркивал действительность человеческой природы Спасителя, приводя в доказательство исторические факты Его рождества, крещения и телесных страданий. По его словам, Иисус Христос есть «единый врач, телесный и духовный, рождённый и нерождённый, Бог, явившийся во плоти, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию». Отказываясь от реальности воплощения, противники Игнатия Богоносца учили, что и страдал Христос только «призрачно», и не признавали, что «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей Благости». Это мнение Антиохийский епископ опровергал, настаивая на действительности плоти Воскресшего.

 



 
PR-CY.ru