ДОКЕТИЗМ - Страница 2

Таким образом, согласно учению, с которым полемизировал Игнатий Богоносец, воплощение, страдания и воскресение Иисуса Христа не были действительными, поскольку Его плоть была только видимостью. На этом основании противники священномученика Игнатия отказывались считать Евхаристические Дары плотью и кровью Христа. Такая форма докетизма была свойственна учениям Саторнила, Кердона и Маркиона. Основными источниками сведений о них служат ересиологические сочинения Тертуллиана, священномучеников Иринея Лионского, Ипполита Римского, святителя Епифания Кипрского и др. Кроме того, подобные христологические концепции отражены в некоторых апокрифических текстах, прежде всего, в Деяниях Иоанна и Евангелии от Петра. Согласно священномученику Иринею, Саторнил учил, что «Спаситель нерождён, бестелесен (incorporalem), безвиден (sine figura). Он не был, но только казался человеком (putative autem visum hominem)». Поскольку же Христос не имел истинной плоти, то и страдания Его, по мнению Саторнила, были только видимостью. Современник Саторнила Кердон, различавший двух Богов (высшего, благого, и творца мира, злого), считал Иисуса Христа Сыном высшего Бога и, отрицая Боговоплощение, учил, что вся Его земная жизнь была только видением и призраком. По Кердону, Спаситель не только не родился от Девы, но и вовсе не рождался и совершенно не страдал, но был только «как бы страдающим» («nec omnino passum, sed quasi passum»). Христология Маркиона, учителем которого был Кердон, тоже имела явные докетические черты. Он учил, что Иисус Христос не был рождён, но явился прямо с небес в 15-й год императора Тиберия «в образе человека» («in hominis forma») или «под видом человеческой природы» («per imaginem substantiae humanae»). Его тело, которого в действительности Он не имел, было только видимостью (phantasma carnis). Поскольку же это так, то, по мнению Маркиона, Спаситель на самом деле не страдал, не умирал, не был погребён и не воскрес – всё это происходило только в видении (putative). Непосредственным следствием этих положений было непризнание телесного воскресения мёртвых и особое учение о Евхаристии: слова Христа «сие есть тело Моё» (Мф. 26:26) Маркион понимал как «сие есть образ Моего тела» («figura corporis mei») и совершал Евхаристию на хлебе и воде. Апокрифические Деяния Иоанна – одно из немногих сохранившихся литературных выражений докетизма. Исходным мотивом христологии Деяний Иоанна служит рассуждение, согласно которому Христос не мог стать человеком, поскольку Он – Бог, а Бог неизменяем. Поэтому проповедовать Его можно только как Бога и поклоняться Ему можно только как Богу. Поскольку Его человеческая природа была только призраком, Он являлся то облечённым в тело, то так, «как будто бы Он и вовсе не существовал». И до и после воскресения Он полиморфичен, попеременно являясь в виде ребёнка, мужа, старца и юноши. Он не был распят на кресте и не страдал. Поэтому и Евхаристия не имеет сотериологического значения, но представляет собой только благодарственную молитву над хлебом. Среди исследователей раннего христианства определение термина «докетизм» и его применение к тем или иным христологическим концепциям являются предметами полемики. Основное затруднение при этом вызывают такие учения, в которых отрицается не реальность человечества Иисуса Христа, но реальность единства божества с подверженным страданиям человечеством.

 



 
PR-CY.ru