ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 11

Дутрело объяснял неясность у Дидима Слепца вопроса об исхождении Святого Духа некоторой запутанностью его богословия в различении сущности и ипостаси, поэтому нет оснований видеть у Дидима Слепца и намёк на учение об исхождении Святого Духа «и от Сына». Для Дидима Слепца особенно важен мистический аспект христианской церкви – она есть собрание разумных душ; отдельные приходы сочетаются в единый священный город, предстоящий Господу. Церковь является матерью для своих чад, Господь – её Жених, а апостольские установления – брачные узы. Дидим Слепец отчётливо выражал идею, что церковь есть Тело Христа. Истолковывая слова псалмопевца «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:19) применительно к природе церкви, он отмечал, что церковь не «разделяет свои ризы и не мечет о них жребия. Она восседает одесную Иисуса, подобно царице, украшенной в золочёные одежды. Она переросла эти облачения, облекшись в Самого Христа, истинную Премудрость и Силу Божию, сама став премудрой и сильной». Говоря о церковном устройстве, Дидим Слепец сравнивал его с телесным организмом: апостолы подобны костям, держащим плоть, уверовавшие менее глубоко люди подобны плоти и телесным покровам. Самое общее определение человека, встречающееся у Дидима Слепца (человек есть «смертное разумное животное»), восходит к Аристотелю. Комментируя Священное Писание о творении человека по образу и подобию Божию (Быт. 1:28), он, продуктивно применяя, по замечанию Орфаноса, аристотелевские термины, уточнял, что человек есть «живое существо, составленное из души и тела». При этом душа обладает разумной сущностью, благодаря чему она способна нести в себе образ и подобие Божие. Разумность – высшая характеристика человека, поскольку лучшее в нём – душа и разум, называемые также «внутренним человеком», тогда как телесный состав есть «внешний человек» (ср.: 2 Кор. 4:16). Внутренний человек бестелесен и бессмертен; внешний – подвластен тлению и смерти. Творение человека по образу и подобию Божию было, прежде всего, творением внутреннего человека. Дидим Слепец явно говорил о «двойном творении» человека: первом – творении души и разума, втором – творении тела. Для первого вслед за Священным Писанием и экзегезой Оригена он употреблял глагол «творить», для второго – «образовывать из заранее готового материала». Дидим Слепец утверждал, что души и тела возникают не одновременно, души существуют прежде появления тел. Орфанос предлагает следующую реконструкцию антропологического учения Дидима Слепца: сначала Бог творит человека по Своему образу и подобию, т.е. человеческий разум, затем в результате грехопадения человек получает некое «эфирное» тело, или вместилище разума, а сам разум претерпевает определённую метаморфозу, становясь душой, наконец, по изгнании из рая душа получает земное тело – те кожаные одежды, которые Бог соделал для Адама и Евы (Быт. 3:21). Это «двойное воплощение» души предстаёт «ядром антропологии Дидима»: душа является эфирным телом разума, а физический организм – телом души. В конце, при восстановлении, человек вновь обретает своё эфирное тонкое тело; при этом плотное тело и тонкое тело являются одним и тем же образованием, находящимся в различных состояниях.

 



 
PR-CY.ru