ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 10

Настойчивое подчёркивание Дидимом Слепцом значения души Христа, по мнению М. Гаттаса, объясняется антиаполлинаристской полемикой, во время которой была написана большая часть его сочинений, содержащих христологическую проблематику. Против докетов и аполлинаристов Дидим Слепец настаивал на реальности Воплощения. Слово Божье стало плотью; Спаситель воспринял всего человека из души, тела и духа; плоть Его была святой, поскольку Он рождён от осенения Святым Духом Марии; душа Его свободна от греха и какой-либо нечистоты. Исповедуя девство и божественное материнство Марии, Дидим Слепец называл Её Богородицей, а также Приснодевой и Девой Марией. Спаситель произошёл по плоти от рода Давида; Он сын Девы Марии и одновременно Сын Бога Отца. «Христос есть единственный Владыка, поскольку Он – единственный истинный Бог»; но, будучи Владыкой и Господом, «Иисус... не лишил власти Отца, обращаясь к Нему со словами: “Господи неба и земли” (Мф. 11:25)». Дидим Слепец исповедовал две природы во Христе: «Спаситель есть одновременно Бог и человек, причём Богом Он был всегда, а человеком – нет; Богом был и до творения, человеком же стал ради спасения (мира)». Господь «не является чем-то одним, но есть человек и Бог». При этом божество Христа пребывает неизменно и неслитно; сочетание Бога Слова с человеческой природой не подлежит разлучению. В противостоянии аполлинарианству Дидим Слепец выражал дифизитскую христологию иногда слишком решительно, неверно употребляя термины. Так, он писал: «Иисус имел два лица – человеческое и Божие», – очевидно, подразумевая под «лицами» две природы. Важным христологическим значением для него обладает именование Христа «Господним Человеком», которое, с одной стороны, подчёркивает реальность божественной и полноту человеческой природ Спасителя, с другой – единство Его Лица: Господень Человек «говорится не в том смысле, что Он есть одно и другое (alter et alter), но говорится об Одном и Том же (de uno atque eodem), как бы Ином по природе божественной и человеческой» (quasi de altero secundum naturam Dei et hominis). Спаситель «принял смерть, в силу того что стал человеком» и, проведя «три дня и три ночи в сердце земли», облегчил участь смертных. Святой Дух сообщался святым Ветхим и Новым Заветом, Сам при этом оставаясь Одним и Тем же. Действие Святого Духа видится Дидимом Слепцом как «исполнение» («repletio»; ср.: Деян. 4:31) мудростью, знанием, верой, добродетелью – благодатью, а также как «излияние» («effusio»). Дидим Слепец решительно утверждал божественность Святого Духа. Как «Сын есть образ Бога» («imago Dei»), так «Святой Дух есть печать Божия» («signaculum Dei»); как Отец есть Господь и Сын есть Бог, так и Святой Дух называется Господом, а если Господом, то и Богом. Святой Дух не есть сотворённое существо, Он обладает равенством с Отцом и Сыном, общностью, а также неразличимостью единой природы с Ними (в латинском переводе блаженного Иеронима термин «единосущный» передаётся греческим словом). Поэтому ничто происходящее от Бога не происходит без Святого Духа: ни благодать, ни милосердие, ни приобщение к святости (т.е. соединение с Отцом и Сыном), ни обретение человеком образа Божия, ни таинство Крещения, ни апостольская проповедь – всё это подтверждает единое действие Отца, Сына и Святого Духа, а у кого одно действие, у того и одна сущность.

 



 
PR-CY.ru