ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 28

Практика последовательного чтения «Деяний апостолов» за евхаристическим богослужением от Пасхи до Пятидесятницы известна во всех древних литургических традициях (включая плохо сохранившуюся североафриканскую). Она связана с тем, что «Деяния апостолов» продолжают евангельский рассказ, повествуя о событиях, которые произошли после Воскресения и Вознесения Господня. Даже в тех памятниках, где система чтений церковного года прослеживается в наименьшей степени, «Деяния апостолов» выступают основным чтением на праздник Пятидесятницы. В православной церкви современная практика чтения «Деяний апостолов» основана на синтезе древних иерусалимской и константинопольской традиций. Уже в константинопольском Типиконе Великой церкви IX–XI вв. выбор литургийных чтений от Пасхи до Пятидесятницы почти идентичен принятой ныне системе. «Деяния апостолов» читаются в этот период последовательно, одно зачало за другим («Деяния апостолов» разделены на зачала так, что некоторые стихи пропущены), начиная с Божественной литургии в первый день Пасхи (первое зачало – Деян. 1:1–8) и заканчивая Божественной литургией в субботу перед Пятидесятницей (51-е зачало – Деян. 27:1–44). Чтения воскресных дней включены в общий последовательный ряд, из которого выбиваются только чтения праздников Антипасхи (когда читается 14-е зачало – Деян. 5:12–20), Преполовения Пятидесятницы (когда читается 34-е зачало – Деян. 14:6–18), Вознесения Господня, когда вновь читается 1-е зачало, где и говорится о Вознесении, имеющее более полный вид, чем на Пасху (Деян. 1:1–12) и Пятидесятницы, когда читается 3-е зачало, где и говорится о событии Сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–11); чтения Недели (воскресенья) о самаряныне и субботы перед этой Неделей переставлены местами (в субботу читается 29-е зачало, в воскресенье – 28-е). Чтения Пятидесятницы и её Преполовения из общего ряда исключены, так что на Светлой седмице после второго зачала (в понедельник) читается четвёртое (во вторник), а на пятой седмице по Пасхе после 32-го зачала (в среду отдания Преполовения) читается 35-е (в четверг). Из общего ряда также исключены 33-е (Деян. 13:25–32) и 49-е (Деян. 26:1–5, 12–20) зачала, которые прочитываются на праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) и равноапостольных Константина и Елены (21 мая) соответственно (эти чтения выбраны потому, что в 33-м зачале упоминается проповедь Иоанна Предтечи, а в 49-м зачале говорится о чудесном обращении апостола Павла ко Христу, сопоставимом с обращением равноапостольного императора Константина). Сходное чтение на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (Деян. 13:16–42) встречается уже в древнейшем армянском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в.

 



 
PR-CY.ru