БОРИС - Страница 4

В пользу отождествления свидетельствуют совпадения фактов биографии князя и Жития католического святого (память 13 марта): добровольный уход в монастырь после обращения страны в христианство, возрождение язычества при наследнике-отступнике, возвращение старого правителя из монастыря, свержение с престола и ослепление старшего сына, возведение на трон младшего сына и окончательный уход в монастырь. В историографии болгарского национального Возрождения, начиная с «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского, Тривелий не отождествлён с Борисом и включён в перечень болгарских святых как самостоятельное лицо. В Минее, используемой ныне в Русской православной церкви, 2 мая помещена полиелейная служба и молитва Борису. Служба включает, в частности, тропарь шестого гласа «Исполнен страха Божия и Крещением святым просвещен», используемый и в Болгарской церкви, и канон восьмого гласа (начало: «Царским путём неуклонно шествуя») со славянским акростихом «Царство оставив Борис, Царство получи». Древнейшее изображение Бориса представлено на листовой миниатюре кодекса Учительного Евангелия Константина, епископа Болгарского (Преславского), датируемого второй половиной XII в. (Исторический музей) ростово-суздальского происхождения и являющегося копией с болгарской рукописи рубежа IX–Х вв. Князь изображён фронтально в рост, молодым человеком с усами и короткой бородой, в расшитых золотом одеждах, княжеском плаще-корзне, на голове княжеская шапка с нимбом. Из-за плохой сохранности миниатюры (осыпь красочного слоя, в том числе на лике) из «Слова Ипполита Римского о Христе и антихристе» (Исторический музей) исследователям не удаётся достоверно определить, кто именно из князей, Борис или, что более вероятно, Симеон, изображён в рукописи, которая современна Учительному Евангелию, создана и оформлена в той же мастерской. В отличие от первой рукописи здесь князь изображён держащим в левой руке модель храма. В копии XVII в. сохранилась фреска из храма в Монтечелио (Италия), где Борис изображён стоящим на коленях перед Христом, с предстоящими апостолами Петром и Павлом и размещёнными фронтально святыми Лаврентием и Ипполитом. Парное Борису изображение папы Формоза было утрачено к моменту снятия копии. На миниатюрах мадридского греческого кодекса Хроники Иоанна Скилицы (XII в.), изображающих посольство Бориса к императрице Феодоре и сцену его крещения во дворце в Плиске, Борис не имеет выраженных индивидуальных черт, представлен молодым человеком, облачён в малиновое одеяние и в золотой княжеский головной убор. Изображение Бориса в стенописях болгарских церквей и на иконах (собственно в Болгарии и Македонии) получает широкое распространение не раньше второй половины XVIII в., в эпоху национального возрождения. Например, в притворе собора монастыря св. Наума на Охридском озере (1806 г.; зограф Тырпо) князь изображён средовеком с длинной раздвоенной на конце бородой, в царских одеждах и зубчатой короне, с крестом в руке. Приблизительно в то же время на житийных иконах и гравюрах святых Константина-Кирилла и Мефодия появилось клеймо со сценой крещения Бориса старшим из солунских братьев.



 
PR-CY.ru