БОРИС

БОРИС, в крещении Михаил (первая половина IX в. – 907 г.) – святой равноапостольный князь (852–889 гг.), креститель Болгарии. Сын хана Пресиана. При Борисе завершается славянизация правящего слоя болгарского общества, для обозначения верховного правителя начинает употребляться славянский термин «князь» взамен тюркского «каган», «хан». Дети Бориса до крещения имели, очевидно, двойные тюркские и славянские имена, достоверно это известно в отношении его старшего сына князя Владимира (Расате). После восшествия Бориса на престол в 852 г. его послы подтвердили королю Людовику II Немецкому (849–875 гг.) условия прежних договоров Болгарии с Восточнофранкским королевством, но уже через год болгары заключили антинемецкий союз с Великой Моравией и Западнофранкским королевством Карла II Лысого (840–877 гг.). Война с Восточнофранкским королевством была неудачной для Болгарии, не принёс успеха и поход против союзных Людовику хорватов, который завершился заключением мира и стабилизацией болгаро-хорватских отношений. В результате похода короля Людовика на северо-западе Болгарии в 855 г. Борис был вынужден отказаться от союза с западными франками и Великой Моравией. Заключённый в 856 г. мир с Византией был невыгодным для Болгарии, и в 863 г. на стороне Восточнофранкского королевства Борис принял участие в войне против союзной Константинополю Великой Моравии. Под давлением византийских войск в 864 г. Борис заключил мирный договор с империей, условиями которого стал разрыв союза с немцами и крещение страны во главе с её правителем. Согласно византийской хронике Продолжателя Феофана, решающее значение для Бориса в выборе религии сыграло изображение Страшного Суда, написанное во дворце византийским монахом Мефодием, познакомившим его с основами христианства. Не позднее XI в. появилось предание о том, что Борис принял крещение от св. равноапостольного Мефодия. Оно нашло отражение в пространном Житии св. Климента Охридского, написанном архиепископом Охридским Феофилактом. Около 865 г. Борис вместе с семейством и представителями болгарской знати тайно крестился ночью во дворце, приняв христианское имя своего крестного отца византийского императора Михаила III (842–867 гг.). Массовое крещение болгар произошло, как полагают исследователи, в начале осени 865 г. Константинопольский патриарх Фотий (858–867, 877–886 гг.) обратился к новокрещённому Борису с пространным посланием, позднее переведённым на славянский язык, в котором наставляет его, как управлять страной, как относиться к приближённым и подданным, предписывает правила дворцового этикета, затрагивает вопросы об идейных корнях и философской сути христианства, сущности Святой Троицы, богословских спорах. После принятия крещения Борис выступил решительным защитником христианства и в марте 866 г. подавил вспыхнувшее в защиту языческой религии восстание боляр, недовольных «недобрым законом» князя, казнив представителей 52 тюркских болярских родов; стремился также к строгому соблюдению христианских норм, обычаев и обрядов.

 



 
PR-CY.ru