БУАЛО-ДЕПРЕО Никола - Страница 2

Острая, язвительная сатира заменяется моралистическими рассуждениями на отвлечённые темы, прославлением высокопоставленных лиц. Буало посвящает им свои стихи, особенно воспевает военные начинания короля, стремясь завоевать его расположение. Серия стихотворных «Посланий» («Epistles») была опубликована между 1668 и 1677 гг., а в 1674 г. «Сатиры» и некоторые из «Посланий» были переизданы в «Собрании сочинений» («Oeuvres»). Там же впервые был напечатан перевод анонимного (обычно приписываемого знаменитому римскому ритору III в. Кассию Лонгину) греческого трактата «О возвышенном» («Traite de sublime») и «Поэтическое искусство» («Art poétique»). В 1674 г. Буало выпускает первые четыре песни ирои-комической поэмы «Налой» (две заключительные её песни вышли в свет в 1683 г.), где поэт, намеренно прибегая к торжественно-высокопарному слогу, рассказывает в шутливой форме о ссоре, возникшей между казначеем и каноником одной из парижских церквей из-за пустякового вопроса: на каком именно месте должен находиться церковный столик – налой (род пюпитра, употребляемого при богослужении; налой (аналой) покрывается обыкновенно облачением из той же материи, из какой сделаны ризы священнослужителей; на нём возлагается Евангелие при его чтении диаконом, для чего он каждый раз поставляется на солее, а также – Евангелие, крест и иконы, когда эти святыни, по церковному уставу, предлагаются для поклонения присутствующим в храме, причём налой остаётся посредине церкви)? В «Налое» и в «Посланиях» Буало выступает как мастер поэтического воспроизведения внешнего мира. Он не стремится наполнить изображаемые им пейзажи страстями и эмоциями. Внешний мир для него – предмет спокойного созерцания и описания, источник любования чувственной красоты природы. Один из самых удачных в художественном отношении отрывков «Налоя» – описание спускающейся над Парижем ночи, когда городское улицы становятся безлюдными, а очертания предметов – расплывчатыми. Самое знаменитое из созданных в этот период произведений Буало – трактат «Поэтическое искусство», долгое время считавшийся учебником классических «правил», которым неразумные современники якобы вынуждены были подчиниться. Буало действительно удалось заключить многие предписания и определения в изумительные александрийские строфы, но гораздо более значительным и оригинальным было его настойчивое утверждение роли страсти и силы в эстетическом опыте. Однако сила этого произведения не оригинальности теоретических откровений автора. Здесь впервые во французской литературе XVII в. теоретические принципы классицизма систематизированы, сведены воедино, обобщены всесторонне и полно. К тому же нормы и каноны классицизма изложены в широко доступной и живой форме. XVII век – эпоха, когда теория литературы выделяется в самостоятельную, особую область словесности, а в просвещённых читательских кругах существенно возрастает интерес к вопросам теории. Таким образом, произведение Буало отвечало запросам времени. Но «Поэтическое искусство» – это не только теоретический трактат в стихах, но и обладающее высокими эстетическими достоинствами произведение художественной литературы. Поэма написана чеканным языком, изобилует блестящими афоризмами, меткими, легко запоминающимися формулами, крылатыми словечками, прочно вошедшими в обиход французской литературной речи. Удивительны простота и лаконизм, с которыми Буало умеет в нескольких стихах наглядно изложить теоретические вопросы, обобщить большой материал, создать целый исторический очерк. Его «Поэтическое искусство» – произведение полемическое: в нём очень выпукло проявились наклонности и дарование Буало-критика.

 



 
PR-CY.ru