БУАЛО-ДЕПРЕО Никола

БУАЛО-ДЕПРЕО Никола (1636–1711 гг.) – выдающийся французский поэт-сатирик, критик и теоретик классицизма. Родился в Париже, был 15-м ребёнком в семье состоятельного судейского клерка, секретаря Большой палаты парламента. Лишился матери в 2-летнем возрасте. С 1643 по 1652 гг. учился в колледжах Аркур и Бове, где получил основательное классическое образование. По настоянию семьи в 1646 г. принял сан, однако карьера священнослужителя его не привлекала, и он приступил к изучению права (1652–1656 гг.), получил звание адвоката. Благодаря полученному в 1657 г. скромному наследству Буало оставил занятия юриспруденцией, целиком посвятив себя поэзии и литературной критике. Его сподвижниками были представители вольнодумной и эпикурейски настроенной богемы. Несколько позднее, в начале 1660 гг., Буало завязывает более тесные отношения с создателем классической комедии Жаном-Батистом Мольером (1662–1673 гг.), баснописцем Жаном де Лафонтеном (1621–1695 гг.) и драматургом Жаном Батистом Расином (1639–1699 гг.). Влияние Мольера заметно сказывается в идейной направленности и художественном звучании произведений, созданных Буало на этом этапе его эволюции. Молодой Буало – это темпераментный и задорный публицист и поэт, охваченный духом фрондёрства, непочтительно относящийся к господствующим авторитетам. Между 1657 и 1666 гг. он написал свои первые «Сатиры» («Satires») – отчасти это подражание римским поэтам Квинту Горацию Флакку (65–8 гг. до н.э.) и Дециму Юнию Ювеналу (около 60 – около 127 гг.), но вместе с тем свидетельство несомненной оригинальности автора. Главное новшество состояло в том, что Буало, бичуя пороки дворянства и проклиная то время, когда впервые возникли его привилегии, стал называть скверных поэтов поимённо, не считаясь со светскими условностями своего времени. Его сатиры были направлены против откупщиков, наживающихся на грабеже народа, правительственных чиновников и даже против самого Жана Батиста Кольбера (1619–1683 гг.), фактического главы правительства короля Людовика XIV (1643–1715 гг.) после 1665 г. В мировоззрении Буало, отпускающего иронические замечания насчёт религии и церкви, пробиваются материалистические тенденции. В качестве положительного идеала он выдвигает гуманистический принцип оценки человеческой личности в соответствии с её внутренними достоинствами и заслугами перед обществом. Буало нападает на поэтов (ему глубоко антипатична приторная условность и надуманность их художественной манеры) и писателей, не проявляющих должной стойкости убеждений и раболепствующих перед придворной средой, высмеивает литераторов, падких на подачки правящих верхов, проявляет живой интерес к изображению быта простого человека. «Сатиры» пользовались успехом, их размножали в рукописных копиях, заучивали наизусть, во Франции и Голландии вскоре появились пиратские издания. Стремясь обеспечить свои авторские права, Буало в 1666 г. предпринял официальное издание первых семи сатир, однако чем большую известность он приобретал, тем сильнее сгущались тучи над его головой. В мироощущении Буало начали обозначаться определённые сдвиги. Хотя он по-прежнему развёртывает широкую сатирическую картину пороков современного ему общества в восьмой сатире (т.е. после девятой; в сводных изданиях своих сатир Буало располагал произведения произвольно, не придерживаясь хронологической последовательности их создания) обличения господствующего сословия лишены прежнего оптимистического задора, наоборот, звучат пессимистические и мизантропическое ноты. Общественное зло теперь представляется ему неизбежным следствием неких извечных изъянов человеческой природы. После 1668 г. в творчестве Буало начинается новый этап. Он сближается с кружком консервативных буржуазных деятелей, завязывает прочные связи в высшем свете и получает доступ к королевскому двору. Претерпевает эволюцию и его отношение к религии. Хотя Буало навсегда сохраняет антипатию к реакционным кругам схоластов и воинствующих мракобесов, о его вольнодумных замашках говорить уже не приходится. Поэт подчёркивает своё почтительное отношение к религии и втайне сочувствует оппозиционной секте янсенистов, даже на длительный срок забрасывает работу в области сатиры. Отныне его излюбленным жанром становится послание, а свою задачу он видит теперь не в разоблачении социального зла, а в прославлении добродетели, в разработке воспринятой у Горация темы эпикурейского наслаждения покоем на лоне природы, в утверждении внутренних качеств, отличающих тот тип безупречного светского человека, который получил особенное распространение во второй половине XVII в. и стал обозначаться термином «порядочный человек».

 



 
PR-CY.ru