БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 6

Сочинённый Наумом Охридским канон в честь апостола Андрея Первозванного свидетельствует о его особом почитании учениками Кирилла и Мефодия. По желанию князя Бориса комитом Тарадином был построен большой храм на Брегальнице в честь 15 Тивериопольских мучеников, пострадавших в Тивериополе (Струмице) при Юлиане Отступнике (361–363 гг.). В эту церковь были торжественно перенесены мощи мучеников Тимофея, Комасия и Евсевия. Это событие произошло 29 августа и было внесено в славянские календари (месяцесловы Ассеманиева Евангелия XI в. и Струмицкого Апостола XIII в.). Священнослужителями новопостроенного храма были поставлены ученики Климента Охридского. В царствование Симеона комит Дристр перенёс из Тивериополя в Брегальницу мощи святых Сократа и Феодора. В Житии 15 Тивериопольских мучеников сообщается об активном строительстве храмов и укреплении влияния Болгарской церкви в правление князя Бориса: «С той поры стали поставлять епископов, во множестве рукополагать священников и воздвигать святые храмы, а тот народ, что раньше был племенем варварским, стал теперь народом Божиим… И может отныне видеть человек, что умножаются числом церкви, а храмы Божии, которые названные выше авары и болгары разрушили, вновь построили добре и воздвигли от оснований». Строительство церквей осуществлялось также по инициативе частных лиц, о чём свидетельствует кириллическая надпись Х в.: «Господи, помилуй раба Своего Иоанна пресвитера и раба Своего Фому, создавших храм святого Власия». Христианизация Болгарии сопровождалась сооружением множества монастырей и увеличением числа монашествующих. Монашеский постриг принимали многие болгарские аристократы, в том числе члены княжеского дома (князь Борис, его брат Докс Черноризец, царь Пётр и др.). Значительное число монастырей было сосредоточено в крупных городах (Плиске, Преславе, Охриде) и их окрестностях. Например, в Преславе и его пригородах, по археологическим данным, насчитывалось 8 монастырей. Большинство болгарских книжников и церковных иерархов того времени вышли из числа насельников городских монастырей (Иоанн Экзарх, пресвитер Григорий Мних, пресвитер Иоанн, епископ Марк Девольский и др.). Одновременно стали появляться иноческие обители в горных и отдалённых районах. Наиболее известным пустынножителем того времени был Иоанн Рыльский (ум. в 946 г.), основатель Рильского монастыря. Среди подвижников, продолжавших традиции аскетического монашества, прославились преподобные Прохор Пшинский (XI в.), Гавриил Лесновский (XI в.), Иоаким Осоговский (конец XI – начало XII в.). Ряд источников (например, «Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия», начало X в.) сообщают о большом числе странствующих иноков, не принадлежавших к братии определённой обители. В 919 г., после побед, одержанных над греками, князь Симеон провозгласил себя «царём болгар и ромеев»; царский титул его сына и преемника Петра (927–970 гг.) был официально признан Византией. В этот период Болгарская православная церковь получила статус патриархии. Относительно точной даты этого события у исследователей имеются различные мнения. Согласно представлениям того времени, статус церкви должен был соответствовать статусу государства, а ранг церковного главы – титулу светского владыки («нет царства без Патриарха»). Исходя из этого, было высказано предположение, что Симеон утвердил патриаршество в Болгарии на Преславском соборе 919 г. (И. Снегаров, Т. Сыбев). Этому противоречит факт переговоров о возведении Болгарского архиепископа в сан патриарха, которые Симеон вёл в 926 г. с Римским папой Иоанном X (914–928 гг.). Традиционно считается, что патриарший титул предстоятеля Болгарской православной церкви был официально признан Константинополем в начале октября 927 г., когда между Болгарией и Византией был заключён мирный договор, скреплённый династическим союзом двух держав и признанием Петра, сына Симеона, царём болгар. Существует, однако, ряд серьёзных аргументов, которые свидетельствуют о признании патриаршего достоинства Болгарской церкви не в момент воцарения Петра (927 г.), а в последующие годы его правления. Второй сигиллий императора Василия II Болгаробойцы (976–1025 гг.), данный Охридской архиепископии (1020 г.), говоря о территории и юридических правах Болгарской церкви времён царя Петра, именует её архиепископией. «Тактикон Бенешевича», описывающий церемониальную практику византийского императорского двора около 934–944 гг., ставит «Архиепископа Болгарии» на 16-е место, после синкеллов Римского, Константинопольского и восточных патриархов. Такое же указание содержится в трактате императора Константина VII Багрянородного (913–959 гг.) «О церемониях».

 



 
PR-CY.ru