Словарь по христианству Б БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт - Страница 2

БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт - Страница 2

В отличие от «историцистского» направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др.), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего, в лице Брэдли) акцентировал другую сторону гегелевской философии – положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве. В таком случае Абсолют исключает возможность любых изменений, гармонически примиряет любые противоположности. Он (как абсолютная реальность) выступает тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную разделённость и развертывающей своё содержание одновременно и повсеместно. Отсюда требование Брэдли о воздержании «от спекуляции о генезисе» (т.е. от идеи развития), т.к. порядок изменений не имеет отношения к подлинному знанию, т.е. философии, задача которой – критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное – на непротиворечивость. Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) является критерием «подлинности» и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидетельствует о его неистинности, мнимости, недействительности. Таким образом, Брэдли развертывает концепцию негативной (отрицательной) диалектики. Философское мышление, считает он, делая предметом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования. Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими. Тем самым философский анализ устанавливает неадекватность проявления Абсолюта, т.к. подлинная реальность предстает в познании только как видимость. Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы (т.е. системы убеждения), которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными. Однако они не обладают характеристикой истинности, т.к. имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту. Негативная диалектика Брэдли устанавливает, что мыслить Абсолют во всей его конкретности мы не способны, т.к. наше мышление остается абстрактным в силу своей частности и конечности; ему недоступна вся полнота и целостность действительности. К тому же субъект оказывается в оппозиции миру дискретных вещей, за которыми он не способен установить «внутренние» отношения. Только философия, в отличие от науки и обыденного здравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкретности, т.е. абсолютной реальности, которой в наибольшей мере обладают явления сознания и образы различных религий, а в наименьшей – материальные объекты и физические процессы. Абсолют – это бесконечный опыт. Он сверхличен, и потому его нельзя называть Богом. Подлинная реальность для Брэдли не может быть областью деятельности рационального мышления, которое, по его мнению, способно лишь к установлению отношений и расчленению целого; реальность постигается в мистическом переживании непосредственного опыта, в котором совпадают объективное и субъективное. Отношения как таковые, по Брэдли, невозможны вне тотальности, субстанциального целого. Диалектическое мышление осознаёт свою неполноценность и пытается пробиться к целостности Абсолюта. Основной принцип диалектики – принцип целостности сознания: разум несёт в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соответствие с ней путём их «дополнения» до целого, никогда не достигая «предела в этом «дополнении». Однако через аналитико-синтетические процедуры постепенно происходит конструирование конкретности предметов из абстракций как движение от минимальной определённости мысли ко всё большей её полноте. Формальная логика (и силлогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически.

 



 
PR-CY.ru