Словарь по христианству Б БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт - Страница 3

БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт - Страница 3

Первый акт – критика «данности» (видимости) и её осознание как недостаточности. Второй – отрицание этой «данности», но и её дополнение. Третий – критика вновь образованной «данности». Затем следует повторение цикла. Импульс к постоянному «дополнению» есть стремление к элиминации (гибели) временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения. Однако это доступно лишь «непосредственному восприятию», трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины). В «непосредственном восприятии» слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяет схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта. Таким образом, реальная действительность есть духовный Абсолют – единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (это – выход в обоснование консерватизма). Брэдли писал о трёх стадиях, или уровнях, в жизни разума. По его мнению, для каждого из нас опыт начинается с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаём отдельное как таковое. В это время не существует ни «Я», ни «не-Я» – никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно качества группируются и образуют то, что мы называем «вещами». Эти «вещи» в их соотношениях образуют весь привычный мир здравого смысла и науки – второй уровень разума. Вправе ли философия считать этот мир полностью реальным? Согласно Брэдли, нет. При его исследовании обнаруживается масса противоречий, а то, что противоречиво, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения («Видимость и реальность: Опыт метафизики») Брэдли отвергает на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность. И лишь последнюю часть посвящает его (мира) восстановлению. Брэдли проясняет смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соответствие интеллекту, и находит, что это соответствие заключается в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать такой непротиворечивостью, по его мнению, есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не упущено и всё необходимо соотнесено со всем остальным. Брэдли полагал, что существование мировой системы такого рода составляет недоказуемую, но необходимую посылку философии. Эту систему он именовал Абсолютом – третьим и высшим уровнем разума. С его точки зрения, вероятно, люди никогда в действительности его не достигнут, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряется степень истинности, которой располагает любая мыслительная система. Для Брэдли были неприемлемы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма. При этом он подчеркивал и неразрывность должного и сущего. С этих позиций зло – моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, т.е. в самоосуществлении нравственного субъекта, «реального я», исходящего не из наличной «суммы обстоятельств», а из поиска своего места в гармонизируемом обществе. В этом отношении Бог, указывает Брэдли, как моральный идеал воплощает Абсолют и задает предельное смысловое основание процессу самореализации личности. В начале XX в. учение Брэдли и других представителей абсолютного идеализма было подвергнуто критике неореалистами и ранними представителями аналитической философии.



 
PR-CY.ru