БЕГЛОПОПОВЦЫ - Страница 8

На средства вольского миллионера Злобина в мужских скитах были сооружены большие церкви, после чего скиты получили названия монастырей: Авраамиев скит стал Нижне-Воскресенским монастырем после строительства здесь в 1786 г. храма Воскресения Христова (с древней складной походной церковью); в 1783 г. в Исаакиевом скиту построили Успенский храм, и скит этот превратился в Верхне-Успенский монастырь, а после постройки здесь в 1804 г. Преображенского собора этот монастырь стал называться Верхне-Спасо-Преображенским; в Пахомиевом скиту в 1790 г. была сооружена Никольская церковь, и скит стал называться Средне-Никольским монастырем. По ветковской и керженской традиции возле мужских скитов и монастырей появлялись женские: близ Исаакиева скита – Маргаритин скит (впоследствии Покровский женский монастырь), близ Пахомиева – Анфисин скит (впоследствии Средне-Успенский женский монастырь). Общежительные уставы для монастырей составил Сергий (Юршев), ставший настоятелем Верхне-Успенского монастыря. В царствования Павла I и Александра I иргизские монастыри достигли вершины своего процветания. В 1797 г. был издан указ, освобождавший иргизских иноков от рекрутской повинности, в 1799 г. император Павел пожертвовал 12 тыс. рублей на восстановление сгоревших церквей в иргизских скитах. Число монашествующих на Иргизе по отдельным монастырям колебалось от 100 до 700 человек, а общее их число составляло в 1828 г. 3 тыс. иноков, не считая послушников. В храмах самого Иргиза неустанно «исправляли» в «староверие» все новых беглых попов, которые свободно проживали по всей России. Соборы 1784 и 1805 гг., проходившие на Иргизе, со ссылкой на рекомендации епископа Павла Коломенского подтвердили порядок приема иереев из православия вторым чином. Этот порядок получил в беглопоповщине название «иргизской исправы» и признавался общинами многих регионов. Многочисленные сочинения Сергия (Юршева) доказывали, что истинная «исправа» возможна только на Иргизе, в Успенском монастыре, настоятелем которого являлся автор сочинений. Однако безнравственная жизнь многих беглых попов заставила Сергия начать поиски правильного священства. Подобно другому иргизскому иноку, Никодиму (ум. в 1784 г.), Сергий начал переговоры о возможности получения для старообрядцев епископа, поставленного Святейшим Синодом. Эти переговоры привели к бегству обоих иноков в стародубские слободы, присоединению Сергия к православной церкви и к выработке первых вариантов того, что позднее оформилось в единоверие, но из проекта единоверия исчез главный для Сергия и Никодима пункт – об отдельном старообрядческом архиерее в юрисдикции Синода. В XVIII в. появился еще один центр беглопоповщины – Рогожское кладбище в Москве. Возникновение двух крупнейших старообрядческих комплексов Москвы – беглопоповского Рогожского и беспоповского Преображенского кладбищ – связано с сильной эпидемией чумы 1771 г. и необходимостью массовых захоронений умерших. В сентябре 1771 г. старообрядцам для этих целей были отведены земли на окраинах Москвы, в частности беглопоповцы вместо двух принадлежавших им кладбищ, у Донского монастыря и у Тверской заставы, получили землю старообрядческой дер. Новые Андроновки, за Рогожской заставой. При учреждении кладбища там была построена деревянная часовня во имя свт. Николы Чудотворца, замененная через пять лет обширной каменной постройкой. В 1790–1792 гг. рядом по проекту архитектора М.Ф. Казакова была сооружена Покровская часовня (ныне кафедральный собор предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви Белокриницкого согласия). В декабре 1804 г. было получено дозволение построить на Рогожском кладбище третью каменную часовню – Рождественскую, где позднее проходили главные соборы московских беглопоповцев. Все три часовни Рогожского кладбища были весьма обширны (Покровскую одно время даже считали самым просторным богослужебным зданием Москвы). Они быстро наполнялись древними иконами, книгами, которые целенаправленно разыскивали и приобретали для них крупнейшие купеческие дома московских староверов, имели богатые ризницы.

 



 
PR-CY.ru