БЕГЛОПОПОВЦЫ - Страница 6

Тюменский священник Доментиан (в монашестве Даниил), арестованный в 1665 г. за приверженность старообрядчеству, одно время содержался в Пустозерске вместе с Аввакумом. Принеся через несколько лет притворное покаяние, он смог вернуться в Сибирь и в ночь на 6 января 1679 г. в основанной им пустыни на р. Берёзовке (близ г. Ялуторовска) погиб в устроенном им массовом самосожжении. На керженском беглопоповском соборе 1703 г. присутствовали какие-то представители «от различных стран Сибирския земли». Местное сочинение XVIII в. «История про древнее благочестие» утверждает, что Софонтий приезжал однажды с Керженца в один из главных старообрядческих центров Зауралья – в крестьянские общины и скиты по р. Ирюм, где встречался с иноком-схимником Авраамием (Венгерским). В годы разгрома Керженца обитатель скита Софонтия иеромонах Никифор, «исправленный» Софонтием, перебрался с частью иноков на уральские заводы Демидова, а позднее – на Яик, что положило начало софонтиевским скитам на Урале. Массовые переселения с Керженца совпали с очередным и наиболее значительным для XVIII в. обострением обстановки в Зауралье. В 1722 г., после издания указа о немедленной присяге на верность неназванному наследнику престола, обитатели многих сибирских скитов и их единомышленники распространяли слухи, что в указе говорится о присяге антихристу. В беглопоповском скиту о. Сергия на Ишиме было написано «Отпорное письмо», где после ряда эсхатологических тезисов о «последних временах» и антихристе заявлялось о допустимости присяги только такому наследнику, который будет несомненно царского происхождения и древней православной веры. Под письмом подписались 228 казаков г. Тара во главе с полковником Немчиновым. Бунт был сурово подавлен присланным из Тобольска отрядом солдат Московского и Санкт-Петербургского полков с артиллерией. Вооруженного сопротивления им оказано не было, а Немчинов с 20 казаками взорвал себя в своем доме. По Уралу и Сибири прокатился масштабный «тарский розыск», в ходе которого было уничтожено 12 поповских и беспоповских скитов, в нескольких больших самосожжениях погибло более тысячи старообрядцев. По материалам «розыска» и по сведениям Г.Ф. Миллера, к протесту против присяги присоединились около 700 человек, из которых около половины (включая о. Сергия) были казнены, а остальные сосланы на каторгу в Рогервик. В скитах конфисковали 178 церковных старопечатных книг, 83 рукописных фолианта, а также 48 тетрадей старообрядческих эсхатологических сочинений. 29 мая 1723 г., когда еще продолжался «тарский розыск», в дер. Кирсановой на р. Ирюм собрался первый из известных соборов урало-сибирских беглопоповцев, провозгласивший иную, чем у о. Сергия, весьма терпимую позицию по отношению к власти: «Власть земную не оскорблять, но молит(ь)ся за них и дары им приносить, дабы тихо и безмолвно житие поживем». Одновременно этот собор выявил важную особенность урало-сибирской софонтиевщины: сочетание в ее вероучении и богослужебной практике черт поповщины и беспоповщины. Собор по инициативе ученика Софонтия иеромонаха Никифора принял священника Вятской епархии Симеона Ключарёва. Одновременно в ст. 7 соборного уложения допускалась и подробно регламентировалась практика беспоповского требоисправления. Эта двойственность и впоследствии будет характерна для урало-сибирской софонтиевщины – беспоповские настроения будут ближе крестьянским общинам Зауралья, поповские – торговой и заводской верхушке Урала и главному скиту согласия, возглавлявшемуся в XVIII в. Дионисием и Максимом. В первой половине XVIII в. в Урало-Сибирском регионе действовали беглые иереи Никифор, Иов, Иаков, Симеон, Гавриил, «истинность» которых большинство софонтиевцев не оспаривало. Однако были и противники этих иереев.

 



 
PR-CY.ru